Необычная история необычного рода

В нашем приходе есть замечательная прихожанка ‒ Елена Евгеньевна Кочеткова, многие из регулярно посещающих храм ее знают. А у Лены есть свекровь ‒ Калерия Всеволодовна. Ей 94 года, многие годы она не выходит из дома, и о. Владимир Леонов приезжает на Речной вокзал причастить ее Святых Христовых Тайн. У Калерии Всеволодовны удивительная память, она любит рассказывать о своей жизни, о своих родственниках, среди которых, как оказалось, немало священников.

Ее внук и сын нашей Елены ‒ Евгений Кочетков, которого тоже многие наверняка знаю и помнят в лицо по Благовещенскому храму (он духовное чадо о. Александра Березовского), несколько лет назад, слушая рассказы бабушки, решил более точно восстановить историю своего рода, который образовался из сплетения семейств Цветковых и Славских. Кроме того, Евгений обнаружил, что в сонме его близких и дальних предков есть священники из рода Алексинских, Славских, Цветковых, а что еще интереснее, дальним родственником им приходится отец Иоанн Артоболевский. Все они служили в московских храмах, а ныне покоятся на Пятницком кладбище, что недалеко от Рижского вокзала.

Евгений вместе со своей мамой Еленой Евгеньевной проделал немалую работу: обратился в архивы ФСБ, Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, храмов, где служили его родные. Из разрозненных сведений начала выстраиваться необычная история необычного рода.

 

Пастырь будущих пастырей

Первый известный потомкам в роду священник – протоиерей Евфимий Михайлович Алексинский (1813‒1882). Сын настоятеля храма села Алексина (откуда и фамилия) Владимирской губернии. Окончил Владимирскую семинарию и Московскую Духовную Академию. Начал читать курс философии и словесности в Псковской духовной семинарии, но уже в октябре 1839 года был переведен в Московскую семинарию, где дослужился до звания профессора. Обладал самыми разносторонними знаниями, преподавал математику, физику, логику, латинский и еврейский языки, наконец, «нравоучительное богословие». По свидетельству современников, имел огромное влияние на ту часть духовенства, которая вышла из московской семинарии. Недаром Евфимия Михайловича называли «пастырем будущих пастырей».

В 1844 году, в связи с выводом московской семинарии из Заиконоспасского монастыря, была создана семинарская церковь, и Алексинский стал первым ее священником: рукоположен 25 декабря 1844 года во священника церкви Святителя Николая при московской семинарии. Протоиерею Евфимию Алексинскому посвящена статья в энциклопедии Боркгауза и Ефрона (1890‒1907 гг.). Написал много богословских трудов, один из самых известных – «Амвросий, епископ Медиоланский», напечатанный в журнале «Православное обозрение» за 1861 год.

Евфимий Михайлович приходился свояком Егору Васильевичу Амфитеатрову (1815‒1888), богослову, преподавателю МДА. Надо сказать, такие родственные связи были распространены в то время среди людей духовного сословия. Практически во всех семьях было много детей и было принято жениться и выходить замуж внутри, как сейчас сказали бы, своего круга.

В 1868 году Евфимий Алексинский оставил преподавательскую деятельность, был назначен в сане протоиерея служить в церкви при Ремесленной богадельне, а затем до дня своей смерти был настоятелем Воскресенской церкви, что в Гончарах. В 1870 году был избран духовником священно-церковнослужителей Рогожского благочиния и оставался им до конца жизни.

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

 

Благоукраситель святаго храма сего…

У Калерии Всеволодовны была бабушка, а бабушки – отец Василий Михайлович Славский (1842–1911). Стало быть, Евгению Кочеткову он приходится прапрапрадедушкой.

Наиболее известен Василий Михайлович как настоятель и благоукраситель одного из самых красивых храмов Москвы ‒ храма преподобного Пимена в Новых Воротниках. На время настоятельства отца Василия приходится основная доля тех перемен, которые произошли во внутреннем и наружном облике храма и благодаря которым он стал одним из самых значительных по размерам и художественно выполненному интерьеру церковных зданий Москвы.

Родился Василий Михайлович Славский в селе Брасово Севского уезда Орловской губернии в семье священника. В 1862 году окончил Орловскую семинарию, а затем ‒ Московскую Духовную Академию. Считался очень способным юношей.

В 1874 году отец Василий поступил в штат преподавателей Императорского высшего технического училища, где преподавал богословие и состоял священником при церкви Марии Магдалины. Это было время становления училища как лучшего технического учебного заведения в России. Как раз в это же время там начинают работать в будущем такие известные ученые, как Жуковский и Худяков.

В 1885 году отец Василий переходит из Технического училища на освободившуюся священническую вакансию в Пименовский храм. За время его настоятельства храм преобразился. Были выполнены росписи в васнецовском стиле, как в киевском соборе равноапостольного князя Владимира, изготовлен новый иконостас. Обе работы выполнены по проектам одного из ведущих архитекторов конца XIX ‒ начала XX века Федора Осиповича Шехтеля. По мнению исследователей творчества Шехтеля, интерьер церкви можно отнести к шедевру в богатом выдающимися проектами творческом наследии архитектора.

В 1887 году протоиерея Василия Славского выбирают на вакантное место одного из членов правления Московской духовной семинарии, а затем выбирают в члены Совета Московского епархиального Филаретовского женского училища.

В 1897‒1899 гг. о. Василий состоял смотрителем Александровского приюта для бедных заштатных священников Московской епархии, а с 1901 года стал благочинным Никитского сорока.

В декабре 1910 года в консисторию поступило прошение о. Василия Славского, достигшего возраста 68 лет, освободить его от обязанностей настоятеля, очевидно по болезни. В августе 1911 года последовала его кончина.

Отец Василий был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря на Красносельской улице. В 1926 году монастырь был закрыт, на его месте пролегла автодорога. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище, поэтому место последнего упокоения отца Василия Славского не сохранилась.

 

…и врата ада не одолеют ее

У отца Василия Славского 20 ноября 1870 года родился сын Михаил. В 1885 году он поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании курса поступил в Московскую Духовную Академию. Духовная академия в ХIХ считалась едва ли не лучшим учебным заведением в России. Ее архипастырем долгие годы был митрополит Филарет (Дроздов), крупнейшая личность во всей 300-летней истории МДА.

По окончании академического курса советом Академии Михаил Славский был удостоен степени кандидата богословия с предоставлением ему права преподавания в семинарии.

Служил в Москве в церкви мучеников Адриана и Натальи, в Скорбященском монастыре, в храме Воскресения Христова в Гончарах, где получил сан протоиерея и был настоятелем с 1916 по 1922 год. Любопытно, что в этом же храме в Гончарах с 1868 по 1882 год отцом-настоятелем был Евфимий Михайлович Алексинский.

В 22-м году, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, был арестован. О. Михаил обвинялся в распространении
воззвания Патриарха Тихона, в призыве к «массовому и открытому
противодействию постановления ВЦИК», в произнесении с амвона в период изъятия церковных ценностей проповедей контрреволюционного содержания, призывающих массы к выражению недоверия Советской власти и к активному противодействию ей. Отца Михаила обвинили также в том, что советскую власть он отнес к «вратам адовым» и в других подобных высказываниях. Прокурор требовал применить к Славскому высшую меру наказания ‒ расстрел. Но ревтрибунал приговорил обвиняемого к пяти годам «строгой изоляции» (в результате двух амнистий срок заключения был уменьшен втрое).

После освобождения (в период 1932–1333) о. Михаил служил в храме святителя Николая у Соломенной сторожки после ухода из него о. Владимира Амбарцумова и о. Михаила Шика. По свидетельству современников, он был хорошим проповедником. Ревностно и преданно служил алтарю Христову, хотя его родные дети настаивали, чтобы он снял с себя сан. Но о. Михаил продолжал служение вплоть до своего ареста в 1933 году. Он был сослан в Архангельскую область, в город Тотьму. Через несколько месяцев его вызвали и объявили, что он свободен и может ехать в Москву. Повернувшись, о. Михаил сделал несколько шагов и упал замертво. По некоторым источникам, отец Михаил упал замертво, получив пулю в затылок.

Реабилитирован в 1991 году.

 

Центр притяжения образованного общества

Прапрапрадед Евгения Кочеткова ‒ Алексей Иванович Цветков (1832‒1905), действительный статский советник, служил инспектором Московской духовной семинарии. Родился 30 января 1832 года и был сыном священника города Киржача Владимирской губернии. Свое образование получил во Владимирской духовной семинарии и закончил в Московской духовной академии в 1856 году со степенью магистра богословия.

В 1856 году поступил на службу по духовно-учебному ведомству. Здесь он последовательно проходил должности: в Херсонской семинарии преподавателя гражданской истории и помощника инспектора и в Московской преподавателя того же предмета и французского языка, а в 1870 году, по утвержденному Священным Синодом избранию Правления семинарии, назначен инспектором Московской семинарии и оставался до выхода в отставку в 1895 году, не дослужив года до 40-летия общей службы.

Последние годы своей жизни Алексей Иванович провел в своем небольшом имении, которое в местном округе обычно называлось в честь владельца «Алексеевкой». Впрочем, и после выхода в отставку он не оставил совершенно общественной деятельности и до конца дней состоял почетным членом Бронницкого уездного отделения Кирилло-Мефодиевского братства и председателем местного отдела общества спасения на водах.

С переездом Алексея Ивановича в Алексеевку она сделалась центром притяжения для местного образованного общества. Привлекаемые радушием хозяина, его умом и жизненной опытностью, сюда постоянно наезжали, а иногда и собирались многочисленным обществом (особенно в день ангела Алексея Ивановича, 12 февраля) окрестные священники, ‒ большей частью ученики и почитатели Алексея Ивановича, соседние помещики и даже крестьяне, и все находили здесь гостеприимный привет и ласку, а при случае ‒ нужный и всегда полезный совет. Такие отношения между А.И. и всеми знавшими его продолжались неослабно до самой его кончины.

Накануне болезни, продолжавшейся всего одну неделю, Алексей Иванович был совершенно здоров, спокоен и весел, но в ночь появились симптомы воспаления легких. Приближение смерти и наступление ее он встретил с христианским достоинством и терпением, в полном сознании, почти не омраченном последней агонией.

 

Первый среди учеников

У Алексея Ивановича было три сына и три дочери.  Дедушка Калерии Всеволодовны, Евгений Алексеевич Цветков, в 1882 году поступил в Московскую семинарию, которую окончил по первому разряду, первым среди учеников. В 1892 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1901 году рукоположен во священника. Служил в храме святителя Николая Чудотворца на Ямах, а с 1911 являлся настоятелем, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней, разрушена в конце 50-х годов, но от нее осталось название улицы – Николоямская.

По воспоминаниям Калерии Всеволодовны, они жили в большом священническом доме на Таганке при Никольском храме. После революции многочисленную семью выселили в одну комнату в этом же доме, а после переселили в многоквартирный дом в Коммунистическом переулке. Отец Евгений умер от «испанки» в 1919 году.

Родственные узы связывают род Кочетковых и с родом Артоболевских. Дядя свекрови Калерии Всеволодовны – Вячеслав Цветков (преподавал богословие в Вифанской духовной семинарии) – был женат на сестре супруги священномученика Иоанна Артоболевского Серафиме. «Тетя Сима и дядя Слава», ‒ так называла их маленькая Калерия.

Священнический род Славских, Цветковых, а ныне Кочетковых продлился более ста лет ‒ с начала ХIХ века до 30-х годов XX столетия. В планах нашего прихода есть намерение посетить могилы близких, как оказалось, нашему храму священников на Пятницком кладбище и отслужить литию.

Марина Ломанова