Сила света

В Выставочном зале Союза художников России на Покровке в течение двух недель с 4 по 19 февраля 2016 года демонстрировали произведения В.Г. Цыплакова (1915-1986). Экспозиция была приурочена к 100-летию со дня рождения художника, чья жизнь и творчество с 1940 года и до самой кончины были связаны с московским Городком художников на Верхней Масловке.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, недалеко от Рогожской заставы, в семье рабочего. Отец его, Григорий Степанович Цыплаков, был родом из села Бурминка Рязанской губернии.

С появлением семьи Г.С. Цыплакову, кузнецу по профессии, не оставалось ничего другого, как пуститься на поиски работы и жилья. Особенно трудно приходилось в первые послереволюционные годы. Война, разруха тяжестью легли на плечи. Сам художник об этом времени говорил: «Все мои картины – это мои впечатления до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит, только бы успеть исполнить… На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла».

Постоянная нужда заставляла Цыплаковых часто переезжать. В 1920 году они попали в Донбасс. С пятилетнего возраста Виктору пришлось трудиться, он помогал отцу в кузнице. В 1923-1924 годах Цыплаковы ненадолго возвращаются в Бурминку. С этим местом были всегда связаны самые светлые чувства художника. Здесь перед ним открывались отрадные, полные безмятежности картины русской природы. Они-то и остались в памяти ребенка, заронив в его душу привязанность к родной земле – чувство, не покидавшее художника до конца дней.

Материальная неустроенность семьи потребовала новых переездов. В 1925 году, обосновавшись в Таганроге, Цыплаковы впервые ощутили некоторое жизненное благополучие. К этому времени относятся и первые художественные опыты будущего мастера. Среда небольшого городка, каким был в то время Таганрог, несла определенные культурные традиции. Так, художнику посчастливилось учиться в здании той самой гимназии, где когда-то сидел за партой А.П. Чехов.

В городе была хорошая публичная библиотека. В школе, где учился Виктор, на юного художника обратил внимание учитель рисования Глеб Глебович Глебов, сумев разглядеть в мальчике незаурядный талант. Цыплаков всегда с благодарностью вспоминал о своем первом наставнике, распахнувшем перед ним дверь в большое искусство.

Как и полагалось в рабочей среде, к пятнадцати годам Виктор овладел рабочей профессией, узнал кузнечное и слесарное дело. На этом, возможно, и закончилась бы творческая судьба одаренного юноши, если бы не новый переезд в 1930 году в Москву и не настойчивые советы старшего брата Ивана продолжать обучение искусству. По настоянию брата и благодаря его постоянной материальной поддержке Виктор в 1932 году поступает в Московский полиграфический техникум Изогиза. Здесь он впервые открывает для себя классическое искусство. Происходит это благодаря стараниям замечательного педагога Сергея Арсентьевича Матвеева.

Окончив в 1936 году Полиграфический техникум, юноша сразу же поступает в Московский государственный художественный институт на факультет живописи. Педагогами в новом художественном вузе стали такие художники, как И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, А.А. Дейнека, Г.Г.Ряжский. В институте царила дружественная, товарищеская атмосфера. Так, на одном курсе с Цыплаковым оказались Ю. Кугач, С. Дудник, В. Нечитайло, Н. Горлов, Н. Толкунова, Н. Соломин и другие. Важно, что Герасимов, Иогансон, Шегаль, Почиталов, Ряжский и другие преподаватели, прошедшие школу Московского училища живописи, ваяния и зодчества олицетворяли живую традицию, крепкой нитью связавшую их с искусством К. Коровина, В. Серова, А. Степанова, А. Архипова, С. Малютина и с художественным наследием ХIХ века.

Система обучения, основанная на глубоком знании и изучении натуры, была необычайно продуктивной. Неслучайно картины, учебные постановки старались писать на пленэре. Параллельно с обучением в стенах института шло и изучение истории искусства в художественных музеях Москвы. Простые учебные постановки у Цыплакова обретали художественную ценность. Таковы работы «Утро», «Два натурщика», «Тося», «Натурщик», признанные в творчестве художника значительными произведениями. По живописным качествам, тональным и колористическим задачам эти студенческие работы – заметное явление в советской пейзажной живописи. На третьем курсе института Цыплаков начинает серьезно задумываться о выборе темы своей будущей дипломной работы. Это было в 1939 году. При подходе к дипломной черте художник окончательно останавливает свой выбор на любимом народном герое – Василии Ивановиче Чапаеве.

Началась Великая Отечественная война. В самые первые дни войны студенты Художественного института были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. А в середине октября 1941 года Московский художественный институт срочно эвакуировали в Самарканд. Дипломную работу Виктор Цыплаков писал в этом узбекском городе. Грабарь о картине Цыплакова, в частности, сказал: «Картина написана с живописной свободой, какой мог бы позавидовать не один из наших мастеров».

Вернувшись из Самарканда в Москву, Цыплаков побывал на Южном фронте, в Новороссийске. Здесь художник сделал много портретных зарисовок. В том же 1943 году Цыплаков отправляется в освобожденный Смоленск.

Зрелое отношение к судьбам сражающейся Отчизны будило в душе молодого мастера желание воспеть ее через образы лучших сынов – великих творцов культуры прошлого. В памяти художника отчетливо возникают образы В. Сурикова, Ф. Шаляпина, М. Горького. Картина «М. Горький на Волге» экспонировалась на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в 1946 году. На той же выставке демонстрировалась еще одна работа Цыплакова – «Зоя Космодемьянская (Допрос)» (1945).

Созданная в 1947 году картина «В.И. Ленин» вызвала немало откликов. К событию, которое отмечалось в 1947 году, – 800-летию Москвы – предполагалось создание большого шестиметрового полотна на тему «Торжественное вручение ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия». Для работы над этой картины была приглашена целая группа известных художников – В. Ефанов, С. Дудник, Ю. Кугач, К. Максимов. Сюда же вошел и Цыплаков.

Большой творческой удачей для художника стал потрет писателя Л.М. Леонова. Картина «После трудового дня», представленная на Всесоюзной художественной выставке 1955 года, была встречена зрителями восторженно. Другое значительное произведение тех лет – картина «В.И. Ленин с крестьянами» (1960) родилась из простого пейзажного мотива.

Пейзажей немало в творчестве Цыплакова. В них – близость к русской поэзии и музыке, что чувствуется даже в названиях многочисленных картин и этюдов: «Мороз и солнце», одна из лучших пейзажных работ, «Зимушка-зима», «Зимка», «Солнце на лето – зима на мороз», «Март-бокогрей». Больше всего художнику нравилось изображать тот момент в круговороте времен года, когда природа переходит от зимы к весне. Свидетельство тому – пейзажи «Февральская лазурь» (1957), «Февраль» (1958), «Март» (1958), «Хороший день» (1958) и другие произведения. Восторженно изображаются автором времена года: весна с её нежными красками, буйными разливами рек, бездонной чистотой неба, жаркое лето с золотыми нивами, темными дремучими лесами, заливными лугами и покосами, густо уставленными стогами сена.

Разглядывая гурзуфские этюды 1940 – 1950-х годов, удивляешься, как легко художник справляется со стихией солнечного света («Улица в Гурзуфе», «Гурзуф», «В Гурзуфе»).

Цыплаков всегда с большим интересом относился к теме древнерусского зодчества, которая еще в 1930 – 1950-х годах зазвучала в его творчестве в таких работах как «Новоспасский монастырь у Москвы-реки» (1936), «Башня Симонова монастыря» (1937), «Город Горький. Кремль. Белая башня» (1944). Эта же тема звучит в 1950-е годы в произведениях, посвященных архитектуре Звенигорода («В Звенигороде», «Саввинская слобода», «Вдали монастырь»). В 1960-е годы эта тема снова становится центральной в творчестве художника. Оттачивая и совершенствуя свое колористическое мастерство в произведениях «Суздаль» (1968), «Церковь Благовещения с трапезной Борисоглебского монастыря» и целом ряде других работ Цыплаков достигает небывало тонкой тональной разработки.

Виктор Цыплаков является автором многих замечательных портретов. Цыплаков-портретист передает психологизм своей модели, выражает ее душевное состояние, определяет характер немногими скупыми средствами. Среди них: «Портрет Г.М. Шегаля» (1956), «Колхозный сторож» (1955), «Портрет председателя колхоза им. В.И. Ленина Калужской области В.А. Шкилева» (1975). Помимо уже упоминавшихся портретов, художник создает немало прекрасных автопортретов. Начиная же с 1960-х годов, именно автопортрет наряду с пейзажем становятся главными жанрами  творчества Цыплакова. Внутренне озаренным, драгоценным по цветовой гамме выглядит «Автопортрет в зеленой рубашке» (1977). Самый последний автопортрет – «Автопртрет (Опять в деревне)» 1985 года глубоко психологичен, это портрет-размышление.

Говоря о педагогической деятельности Цыплакова в Суриковском институте, том самом художественном вузе, в котором ему посчастливилось когда-то учиться, можно до бесконечности цитировать педагога, приводить его тонкие замечания. Начав преподавать в МГХИ им. В.И. Сурикова еще в 1949 году, Цыплаков успел вырастить не одно поколение художников, многие из которых стали уже известными, признанными мастерами искусства. В разное время у него учились С. Ткачев, Е. Зверьков, Н. Пластов, А. Белых, Б. Окороков, А. Холмогоров, В. Забелин, И. Шевандронова, , А. Тутунов, Н. Соломин, Ю. Анохин,, С. Андрияка, В. Страхов, Г. Чайников, Г. Сорогин, И. Степанов, В. Иванов, Е. Сорокин, Э. Браговский, В. Сибирский и многие другие художники. Зная творчество этих живописцев, можно лишь удивляться тому, как удалось одному педагогу вырастить столь разных по манере мастеров! А секрет тут простой: Цыплаков всегда бережно, с особым вниманием относился к творческой индивидуальности каждого своего воспитанника. В своих беседах со студентами художник не уставал повторять: «Сложность живописи – передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может». Этому мастерству В.Г.Цыплаков стремился научить студентов Суриковского института. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути».

Лидия ТАЁЖНАЯ, искусствовед