Спас Полунощный
Ко дню Великого освящения храм преподобного Андрея Рублева получил удивительный дар: скульптурное изображение «Христос в темнице», выполненное художником Николаем Ватагиным в традиционном старом народном стиле.

        Необычное для современного церковного искусства полурельефное изображение «полунощного Спаса» ‒ в дореволюционном прошлом неотъемлемая принадлежность большинства русских сельских храмов.

      Деревянная скульптура в русской православной культуре появилась поздно, в XVI веке. Как вид искусства скульптуру можно назвать любимым детищем «барокко» (XVIII век). Однако народные мастера мало знали об историческом происхождении этого вида искусства в Церкви. Для них скульптура стала наиболее понятной формой выражения и восприятия скорби и сострадания Христу. Не имея представления о правилах и законах профессионального мастерства, народные мастера восполняли их со всей искренностью и любовью.

Сложился устойчивый иконографический тип изображения сидящего Христа в темнице: поруганный, избитый Господь в терновом венце, точно пригорюнился, подперев щеку рукой. Фигура раскрашивалась, но очень условно. Здесь скупая выразительность становится знаком народного искусства, русского народного стиля.

       Скульптурное изображение «Полунощного Спаса» в нашем храме выполнено художником Николаем Ватагиным, лауреатом Золотой медали Академии художеств РФ, экспонентом ГТГ. Его мама, Ирина Ватагина, входила в «двадцатку» нашего храма и именно она создала иконографию образа преподобного Андрея Рублева с житием к прославлению (об Ирине Ватагиной читайте здесь).

       Полурельефная скульптура выполнена в старом народном стиле, в русле народного искусства. Те же инструменты ‒ топор и стамеска. Как у древних ‒ ясность, простота, выразительное обобщение, скупая условность. Власы красились открытой черной краской, Николай ее немного смягчил. Современные иконописцы не копируют старые иконы, а делают с них списки. Так же поступил и Ватагин: не скопировал, а заново воссоздал, используя художественные приемы древних плотников.

      В отличие от музейного экспонирования, в храме образ «Христа в темнице» помещается либо в нише, либо в киоте-ящике. Хочется надеяться, что архитекторы из числа прихожан предложат чертеж такого киота.

       А пока, как благословил наш настоятель, давайте к ней привыкать.

Такой образ "Спаса Полунощного" и сейчас можно увидеть в некоторых музейных собраниях и действующих храмах. В том числе, это Пермская государственная художественная галерея, Архангельский музей изобразительных искусств, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рязанский областной художественный музей, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей. Подобные скульптурные изображения Спасителя можно увидеть в храме Малое Вознесение в Москве, у мощей св. преподобного схимонаха Иоасафа Печерского под Нижним Новгородом в Слободе Печеры, в храме Пророка Илии в Серпухове, в церкви Воскресения Христова села Воскресенское Ярославской области.

Нина РОМАДИНА

Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

помощь храму

"Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро"

(Св. Григорий Богослов)

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hram.rublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube