Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Протоиерей Владимир Леонов. Проповедь в праздник Обрезания Господня.

Апостол Павел учит: закон дан нам в напоминание о том, что мы находимся в положении рабов, мы грешники, отлученные от Бога. Любой человек, который принимает закон в той или иной форме, закон Божий, закон Моисея, признает свою подчиненность, свою ограниченность. Христос Спаситель не ограничен и никому не подчиняется, но, тем не менее, Он добровольно решил взять на себя  бремя закона и подвергнуть себя такой мучительной процедуре как обрезание крайней плоти, тем самым как бы подавая нам пример послушания и смирения. Совершив обрезание, Христос исполнил закон и отменил необходимость его для всех нас. Неслучайно апостол Павел в отрывке из Послания к Колоссянам, который мы сегодня читали, говорит о том, что все мы получили духовное обрезание во Христе Иисусе.

икона Обрезание Господне

Что такое обрезание и зачем оно нужно? Мы помним из Писания, что обрезание было дано Богом Аврааму, отцу всех верующих. Обрезание было знаком вступления Авраама и его потомков в завет с Богом. А что такое завет и зачем он нужен? Завет - иначе говоря, договор, некое взаимное обязательство двух сторон, договор прежде всего о взаимной любви, взаимной помощи и взаимном послушании. Бог потребовал от Авраама, чтобы Авраам любил Господа и ходил перед Ним непорочным и слушался Его. Тогда и Господь тоже будет его любить, благословлять и помогать. У многих людей возникает вроде бы законный вопрос: но ведь Бог и так любого человека создал для того, чтобы ему помогать, чтобы его любить, потому что как же может человек прожить без Божией помощи, без Божией любви? Зачем нужен еще какой-то дополнительный особый завет? Зачем нужно создавать общество каких-то избранных людей, для которых имеются некие особые привилегии и преимущества, которых не имеют остальные?

Действительно, Бог создал всех нас для любви, создал для того, чтобы мы жили под Его покровом и под Его водительством. Но Он создал нас и для того, чтобы и мы сами любили Его и служили Ему, и необходимым условием этой любви является свобода, которая предполагает возможность отказа человека от служения Богу, от поиска Бога, от Богопознания. К сожалению, в нашем падшем грешном мире, в мире, который мы себе создаем, Бога фактически нет, человек хочет жить сам по себе, не думая о Боге. К Богу большинство людей обращается только тогда, когда, как говорится,  припрет, когда случится какое-то несчастье, беда, болезнь, или начнет рушиться семейная жизнь или карьера, или когда человек испытывает какие-то материальные, финансовые трудности. Тогда человек невольно задумывается о Боге и начинает к Нему обращаться, но опять же не как к любимому, а просто как к некоей высшей силе, которая может ему,  человеку скорбящему, помочь в его беде. Для Бога, конечно, подобная ситуация унизительна и неприемлема, поэтому Он никого не заставляет идти за Собой. Поэтому Он вновь и вновь напоминает и предлагает и говорит, что если ты хочешь Меня любить, хочешь жить в соответствии с Моим замыслом о тебе, то иди за Мной, и тогда Я готов заключить с тобой завет. Но этот завет, конечно, не столько обязательство Бога, который и так всех нас любит, всем нам помогает, сколько призыв. Мы видим из Священного Писания, что на протяжении истории люди отпадали от Бога, потом вдруг трезвели, каялись и обращались к Нему, и в напоминание этому и был дан завет. Вот и обрезание является неким подобным заветом. Святые отцы учат нас, что обрезание имеет очень глубокий прообразовательный смысл. Эта мучительная процедура, которая сопровождается пролитием крови, напоминает нам о том, что, вступая в завет, человек должен приготовиться быть верным Богу и пройти через всевозможные испытания. Потому что любовь, приязнь проявляется именно в испытаниях, неслучайно и пословица гласит: «Друзья познаются в беде». Когда все хорошо, когда все легко, то и любить легко, а вот когда наступает время трудностей, испытаний, когда нужно потерпеть, чем-то пожертвовать, что-то отдать, вот тогда и становится ясно, насколько глубока наша любовь, наша приязнь. Поэтому боль, которую терпел человек, принимая обрезание, подтверждала твердое и глубокое, неповерхностное желание служить Господу.

 

Ну и, конечно, как святые говорили, обрезание означало подавление и ограничение наших страстей. Человек, который принимал эту процедуру, тем самым выражал желание ограничивать свои чувства, ограничивать свои страсти. Не случайно существует в святоотеческой литературе такое замечательное понятие – «обрезание сердца». Любой верующий человек на самом деле должен это внутреннее обрезание совершить, то есть отказаться от безмерного следования своим удовольствиям и плотским пожеланиям и вообще всем нашим страстям – стремлению к обогащению, стремлению к славе, чрезмерному отдыху, лени и наслаждениям, самоутверждению, самопрославлению, всему тому, что мешает человеку приблизиться к Богу. Об этом мы вспоминаем сегодня, в праздник Обрезания Господня, тем более что обряд обрезания не совсем был отменен в нашей церкви, он было скорее заменен. Как учат нас святые толкователи, обрезание было прообразом Святого крещения, которое все мы на себя приняли. В этом крещении мы тоже вступили в завет с Богом и пообещали Ему служить.

 

Замечательным примером того, как человек в своей жизни исполнил этот завет, являются святые угодники Божии и в первую очередь святитель Василий Великий, память которого мы сегодня совершаем в первый день Нового года. Святой этот действительно был великим во многих отношениях, поэтому ему не случайно выпала такая удивительная честь одновременно с прославлением Господа в праздник, который называется Господским, совершается и прославление святого Василия. Это исключение единственное, которое делается по уставу, потому что в любом другом празднике в честь Господа, память всех святых отменяется и переносится на другое время. Например, в день Воздвижения Креста Господня, память святителя Иоанна Златоустого, но служба ему не совершается, молитвы читаются только Господу. А вот сегодня святому Василию совершается особая торжественная служба наравне с самим Богом. Не случайно это, потому что велики его заслуги, потому что сегодня мы видим в нем действительно основание Церкви. Из удивительной семьи он произошел, его родители имели десять детей, и всего в этой семье пятеро человек стали святыми, прославлены Церковью в лике святых во главе с самим Василием и его матерью блаженной Макриной, подвиг которой трудно переоценить. Без ее трудов и стараний мы, конечно, не имели бы такого замечательного светильника. Удивительный дар дал Бог святому Василию, многочисленны заслуги его перед Церковью, в частности Божественную литургию, которую мы сегодня совершаем, составил именно он. Именно святой Василий нашел те слова, чтобы воспевать и прославлять Бога, и никто лучше него не смог это сделать. К сожалению, эта литургия совершается всего лишь десять раз в году, опять же по нашей греховности и по нашей немощи, потому что предание повествует о том, что литургию Василия Великого сократил позже святитель Иоанн Златоуст, видя, как народ тяготится продолжительностью службы. Она теперь совершается только накануне Великих праздников: Сочельников – Крещенского и Рождественского, перед Пасхой в Великую субботу, и конечно, в день памяти самого святого. Особенно жаль, что слова литургии, слова, которыми прославлял Бога святой Василий, не слышны большинству из нас, пришедших в храм, не слышны простому народу. Их читает священник в алтаре, потому что литургия словно бы находится в двух параллельных плоскостях. С одной стороны, литургия – это те молитвы, которые читает священник, читает тайно в алтаре, с другой стороны, те песнопения, которые слышат все, приходящие в храм.

Обрезание Господне

Для большинства людей песнопения практически не меняются, поэтому человек, стоящий в храме не может отличить, какая литургия сегодня служится. А между тем, те слова, которыми святой Василий прославлял Бога, являются величайшим нашим сокровищем, величайшей святыней. Они могли бы, конечно, помочь, вдохновить, укрепить и очистить каждого из нас. Но опять же такая практика сложилась по немощи людской, потому что в древности приходил предстоятель – священник, епископ, который совершал службу, стоял перед Престолом и вслух читал молитвы, и все люди слушали и соучаствовали в этом. Теперь же вместо того чтобы слушать молитвы предстоятеля, мы слушаем песнопения. Песнопения, конечно, замечательные и прекрасные, но они не идут ни в какое сравнение с теми молитвами, которые составляют содержание Божественной литургии.

Святой Василий был главный защитник, поборник Церкви на протяжении десятилетий, он стал выразителем православного учения о Святой Троице, Единосущной в трех Ипостасях. Бог дал ему глубокий ум, он был блестяще образован, владел таким удивительным даром слова, что даже теперь, даже в переводе читая его поучения, изумляешься, как можно так прекрасно, так глубоко, метко и точно сказать. Этот великий дар владения словом не подвиг святого Василия к тщеславию, но, наоборот, подвиг к служению. Все свои силы, все свои таланты, способности он посвятил Господу, посвятил Церкви, потому что тот, кто любит Бога, тот любит Церковь. И трудился он так много, что умер очень молодым, не дожив до пятидесяти лет. Умер безвременно, успев однако очень многое сделать для Церкви в догматической, канонической и организационной сферах. И он был не просто умным, не просто познал Господа, он был святым. И святость его очень часто была наглядно видна. Как повествует  житие святого Василия, когда еретики  в Константинополе захотели отнять у христиан церковь, он предложил: «Пусть Бог сам укажет, кому церковь должна принадлежать. Давайте будем по очереди молиться, сначала вы, а потом мы, чтобы открылись церковные двери». Казалось, кто возьмет на себя такое дерзновение, кто решится на это? Еретики были вынуждены согласиться и, конечно, их молитва ни к чему не привела. И вот, когда молился Василий, вдруг удивительное чудо произошло – двери церковные раскрылись сами. Этот пример лишний раз показывает нам, что действительно верующему в Бога все возможно, и нет никаких преград для нас, если только мы вступили в этот завет с Богом. Если мы Ему по-настоящему служим, то Господь все нам даст. Главное, чтобы мы любили Его, как любили Бога святые угодники Божии.

 

Не менее известен другой случай, когда одна женщина, одержимая тяжкими грехами, даже не в состоянии была их произнести, а только написала их на свитке, запечатала и принесла святому Василию, прося прощения, исповедуясь и испрашивая, может ли Господь простить ее. И чудо совершилось. Когда святой Василий прочитал над нею разрешительную молитву от грехов и помолился за рабу Божию, то эти ее записи сами собой изгладились. Она развернула свиток, который святой Василий вернул ей нераспечатанным, и увидела, что большинство грехов ее было стерто, кроме одного, самого тяжелого, который тоже ей простился по молитвам святителя, но уже после. Этот пример лишний раз напоминает нам, что каяться в грехах совсем не так уж легко, как некоторым кажется. Согрешая, некоторые так запросто думают: «Ну ладно, Бог простит, потом приду, наклоню перед батюшкой голову, он прочитает молитву, и все у меня будет хорошо». На самом деле нам нужен такой святой как Василий, чтобы он нас отмолил, и то это происходит не быстро, очень трудно, большими трудами и с очень большой болью для нас. Поэтому все мы, конечно, должны бояться грешить. И вот этот день наступления Нового года, Великий праздник Обрезания Господня вновь и вновь призывает нас вступить в завет с Господом, чтобы мы чаще размышляли над тем, что Бог – самое главное в нашей жизни, что через Святое крещение Он и с нами заключил этот завет. Он призывает нас к тому, чтобы мы постоянно, ежедневно и ежечасно думали о Нем, общались с Ним, служили Ему. Потому что это самый большой и тяжелый грех, когда человек не думает о Боге, когда хочет жить сам, без Бога. Это хуже чем убийство, чем разврат, чем кощунство, как ни странно может это некоторым показаться. Потому что Богу нужно только одно: Ему нужна наша любовь. Пусть в наступающем году Бог будет с нами, чтобы мы осознали, что и нам нужно Бога видеть, для нас это выгодно и прекрасно во всех отношениях. Чтобы завет с Богом реализовался в жизни каждого из нас во всей полноте по молитвам святителя Василия Великого. Поздравляю всех с праздником, с наступившим Новым годом! Поблагодарим Господа о причащении Святых Христовых Тайн.