Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Протоиерей Владимир Леонов. Проповедь о богатом юноше.

              

Господь сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Действительно, многие из нас тоже превратно понимают, какое положение дети занимают в этом мире. Иногда нам, имеющим детей или внуков, и перед которыми стоит задача их воспитать, кажется, что дети ничего не понимают в Божьем учении православном, в котором мы сами не можем разобраться. Мы недоумеваем, как можно им рассказать о Боге, как сделать так, чтобы им хотелось ходить в храм, чтобы им было интересно. «Как дети могут все это усвоить?» - спрашивают иногда. На самом деле, у детей есть  одно огромное преимущество перед взрослыми: они имеют чистоту и непорочность души, некоторые из них ее еще сохранили. Именно это качество позволяет им созерцать Бога, ни изощренный опытный ум, ни многознание, ни хитрость, а именно чистота и отсутствие греха. Дети видят и понимают многое из того, что не видят и не понимают взрослые. Поэтому не нужно бояться говорить с ними по-настоящему, нормальным человеческим языком о Боге, о вере и о спасении. Не нужно пытаться представить им Бога таким дедушкой бородатым, который сидит на облаках и смотрит оттуда на нас грозным взглядом. Подобные представления примитивны и нелепы, и многие детские книги не выдерживают критики и недостойны того, чтобы по ним дети изучали Закон Божий и Священное Писание. Мы должны понимать, что наша задача сохранить в них эту чистоту и полноту, сохранить памятование о Боге. Когда ребенок растет, к сожалению, умножается количество грехов, совершенных им, иногда на детях лежит и бремя наших грехов, грехов родителей, грехов других его предков, которые ослепляют духовное зрение человека и мешают ему видеть Бога. Поэтому многие из наших детей не понимают Господа, не хотят молиться, не хотят идти в храм. Мы должны понимать, что это наш грех, наша беда, что мы совершили ошибку. Пока еще не поздно надо с этим справиться. Иногда взрослые сами подталкивают детей к тому, чтобы они оскверняли себя, у них преобладали познания жизни, которые являются греховными.

 

Самое главное сокровище, которое мы можем передать детям - знание Бога. Человек, знающий Бога, всегда будет в жизни успешным, Господь будет его хранить.  Мы это наглядно видим на примере библейского персонажа Иосифа, который попал в плен, оказался в ужасном положении, казалось бы ничто не могло ему помочь, но у него было самое главное, он знал Бога, и Господь его знал и любил, и во всем помогал Иосифу, поэтому тяжелейшее испытание, которое выпало на его долю, он достойно перенес, смог с ним справиться. Так бывает и с любым человеком, который знает Господа. Пусть в чем-то другом он ущербен, пусть чего-то ему не рассказали и не вложили, все не так страшно и не так важно, это все можно одолеть и исправить. И вот, когда Господь сказал, что детям принадлежит Царствие Небесное, то услышав это, один юноша вдохновился, задал Господу вопрос, который звучал сегодня в евангельском отрывке, прочитанном на богослужении. Он спросил: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»  Действительно достойный и важный вопрос, который и нас заставляет задуматься над тем, а зачем же мы ходим в храм, зачем мы живем, чего мы просим у Бога. Этот юноша показывает нам, как нужно с Богом общаться.

 

Люди приходят в храм, призывают Господа, молятся Ему. В чем наша просьба? Что мы от Бога хотим? Иногда, и даже, наверное, часто полезно задавать себе этот вопрос, потому что как замечательно сказал один святой, многие из нас похожи на тех людей, которые приходят к всемогущему царю, во власти которого весь мир, и царь им говорит: «Проси все, что хочешь». И человек отвечает: «Дай мне немного навоза, немного помоев, которые лежат за стенами твоего дворца». Конечно, царя такая просьба не может не удивить, и он спросит: «Пожалуйста, я могу тебе дать просимое, но неужели это все, что ты хочешь?» Взглянув на себя, к сожалению, можно понять, что большинство людей именно в таком положении и находятся. Нас не волнует вечная жизнь, тот прекрасный мир, который является нашим отечеством, который Бог создал для нас и в который Он нас зовет. А нам важны какие-то мелкие, жалкие  сиюминутные проблемы, о которых мы сами, может, неделю спустя не будем помнить. Но они нас мучают, мы о них переживаем и, если о чем-то Бога и просим, то скорее всего, только об их разрешении. В этом наша беда и наша проблема. Как замечательно сказал апостол Павел, Христос воскрес, Он Царь этого мира и все в Его руках. Но если мы надеемся на Бога только в этой, земной жизни, мы самые несчастные из всех людей, грешные и дебелые и похожие на животных, которые наклонили голову к земле и не могут поднять ее и посмотреть на небо.

Генрих Гоффман. Христос и богатый юноша, 1889 г.

Приходя в храм, мы должны просить Бога о вечности, о том, чтобы Он дал нам вечную жизнь, дал нам истинное, подлинное богопознание, потому что знание Бога составляет основу жизни человека, для этого мы созданы Богом. Если мы Бога не знаем, весьма от Него далеки, то мы всегда будем несчастны, сколько бы денег не заработали, какую бы должность высокую не занимали, какое бы восхищение не вызывали у окружающих. Этого нам не хватит для счастья. Человеку для полноты счастья нужно знание Бога, поэтому прав был юноша, который подошел ко Христу и спросил о самом главном: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь  жизнь вечную?» Христос порадовался этому вопросу и ответил, хотя ответ Его был, может быть, довольно тривиальный, ничего нового, удивительного Он не сказал. Он напомнил юноше, что для этого как раз и написано Священное писание и даны заповеди Божии. Человек похож на коня, который пасется на поле, и пастух за ним присматривает, но он свободу не ограничивает, конь может вольно ходить по полю куда ему хочется.

Генрих Гоффман. Христос и богатый юноша, 1889 г.

Но, когда он захочет уйти далеко, туда, где опасно, где могут напасть на него волки или где он может свалиться в ров и сломать ногу, тогда пастух его ограничивает, запрещает туда идти и вновь возвращает на пастбище, тучное и сытное. Подобную роль в нашей жизни и играют заповеди Божии. Господь призвал нас в мир для радости, Он говорит: «Живи и радуйся, наслаждайся, все это принадлежит тебе, но есть вещи, которые делать нельзя». Потому что человек имеет вечную жизнь по умолчанию, он должен к Богу прийти, но если мы наделаем гадостей, то эту вечную жизнь можем потерять. И Христос еще и еще раз нам об этом напоминает. Во-первых, нельзя богохульствовать. Во-вторых, нельзя заниматься прелюбодеянием. В-третьих, нельзя воровать. В-четвертых, нельзя врать. Нужно почитать своих родителей и вообще старших. Если мы все это будем делать, то получим вечную жизнь. Действительно, в этом нет ничего сложного для нормального человека, который правильно воспитан, который с детства научен, что нужно старших почитать, уступать им место в метро, смиряться перед ними, пусть даже родители сказали что-то такое неправильное, не грубить им в ответ, а понимать, что они старше, поэтому заслуживают того, чтобы с ними не спорили. Что нельзя заниматься блудом, что близость мужчины и женщины - это священнодействие, которое должно происходить только по Божию благословению и не с кем попало.

 

Большинству из нас это все исполнить трудно, трудно не завидовать, трудно не врать. Вранье - особенно распространенный тяжелый грех, и Господь нам говорит, что всякая ложь от дьявола, как бы нам не казалось это безобидным и нестрашным. Подумаешь, что в этом такого, казалось бы, какая-то мелочь. Не бывает в духовной жизни мелочей, человек, который врет, губит свою душу, он лишает себя вечной жизни. Мы должны об этом помнить и с сожалением признать, что большинство из нас не выполняет таких простейших повелений, которые Господь перечислил в сегодняшнем евангельском послании. Чем же нам заниматься в жизни, на что нам тратить свое время и силы? На то ли, чтобы что-то интересное узнать, что-то вкусное приготовить, куда-то поехать, кому-то что-то доказать, с кем-то поругаться? Конечно, нет, все это недостойно, то, что занимает наш ум, недостойно нас. Нам нужно в первую очередь исправить себя, сделать так, чтобы все заповеди, о которых говорил Господь, были нами выполнены, потому что иначе это смерть для нас, и это в первую очередь должно занимать все наши мысли и чувства. Пока мы это не исправим, все остальное в нашей жизни неважно, оно отступает на второй план. Евангельский юноша был хорошо воспитан и правильно жил, он сказал: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?».  И действительно, многие святые учителя говорят, что некоторые люди подобны рабам, которые худо-бедно существуют, но есть люди талантливые, которые способны на гораздо большее, они готовы быть не просто рабами, они готовы стать друзьями царя, то есть нашего Творца и Владыки, приносить Ему особые дары, которые не являются обязательными. Поэтому Господь сказал юноше, что если он хочет большего, хочет совершенства, хочет быть другом, он должен раздать все свое богатство, оставить все попечение мирское и следовать за Ним. Это уже, конечно, призыв, к которому большинство людей не готово, не готов к нему оказался и юноша из притчи.

 

Мы должны понимать, что этот призыв не является обязательным, в отличие от заповедей, которые Господь повелевает нам исполнять, хотим мы того или нет, потому что иначе нас ждет смерть. Раздать все Господь от нас не требует, но говорит, тот, кто на это способен, кто до этого дорастет, тот, конечно, об этом никогда не пожалеет. Богатый юноша оказался на это неспособен и ушел от Христа опечаленный, потому что, конечно, большое богатство - это огромное преимущество в жизни, и он не готов был с ним расстаться. Большинство людей делают подобный вывод, но нам стоит задуматься, правильный ли выбор сделал этот юноша, и правильный ли выбор делают другие люди, потому что Христос есть воплотившийся Бог, а Бог и богатство не зря слова однокоренные. Все богатства, все наши блага исходят от Бога, поэтому, если мы приобретем Его, то у нас будет включено, что называется, и все остальное, что нужно человеку для жизни. И Христос произнес знаменитые слова: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Какое странное сравнение Господь делает, потому что нам, конечно, трудно представить, как верблюд может пролезть сквозь игольное ушко, это в принципе невозможно. Толкователи говорят, что «игольными ушами» назывались самые узкие городские ворота в Иерусалиме, в которые входили навьюченные различными грузами верблюды. Верблюд не мог пройти сквозь узкие ворота, потому что груз ему мешал, и чтобы войти, нужно было верблюда развьючить, все тюки с него скинуть, и только тогда он мог проникнуть через городскую стену. Прекрасный и точный образ, потому что большинство из нас похожи на таких верблюдов, навьюченных всевозможными проблемами, житейскими попечениями, и вот с этим грузом мы пытаемся втиснуться в Небесное Царство, пробраться к Богу, но ничего не получается, слишком тесные ворота, и слишком велик и громоздок наш груз. Поэтому Господь и предлагает нам бросить свои мешки, тогда легко будет попасть к Богу, тогда ты поймешь, что Бог находится рядом с тобой. Поэтому мы должны понимать, что слова, сказанные Христом о том, что богатому трудно войти в Царствие Небесное, относятся ко всем нам. Иногда люди думают: «Ну, это богатые все подлецы, у них нет совести, они живут неправильно, были бы у меня такие деньги, я бы ими распорядился совсем иначе, а ко мне это не относится, я бедный, несчастный, мне еще столько всего недостает». На самом деле, толкователи объясняют, что грехом является не само богатство, а пристрастие к нему, надежда на него. Действительно, человека деньги очень часто изменяют коренным образом. Когда он беден, ему кажется, что он был бы милосердным и сострадательным, распоряжаясь богатством, если бы Бог ему его послал. Но, когда деньги у него появляются, он незаметно для себя, но заметно для окружающих, меняется, становится совсем другим, похожим на тех богатых людей, которых он когда-то осуждал, причем, может быть, даже хуже их, потому что, действительно, это соблазн, с которым человеку трудно справиться. И Господь говорит нам в этой притче, что у каждого человека должны быть верные ориентиры в жизни и верная опора, что единственно верной опорой может быть только Господь, на Него нужно полагаться, тогда нам легко будет войти в Небесное Царствие, независимо от того, богаты мы или бедны. А если у нас другие ценности и приоритеты, если что-то нам важно в этой жизни больше, чем Господь, тогда мы уподобляемся богатому юноше из притчи, и нам трудно войти в Небесное Царствие. Мы духовно слепы, мы не видим Бога. Если ты держишь в руках мешок с рухлядью и не хочешь его бросить, чтобы прийти к Богу, то ты слеп, ты не понимаешь самого главного в жизни. И Господь призывает нас прозреть и понять, что Он есть самая главная ценность, альфа и омега, начало и конец нашей жизни. Если мы будем Его любить, искать вечную жизнь, Ему служить, то все остальное у нас будет. Если мы будем жить как люди неверующие, собирать себе богатства, искать наслаждения и развлечения, тогда нас ждет печальный конец. Любая сладость земная всегда завершается горечью и разочарованием. Дай Бог, чтобы эту притчу мы крепко запомнили и всегда руководствовались ею в жизни. И когда нас начинает заносить, потому что любого человека иногда уносит, мы теряем ориентиры, теряем опору на Евангелие, нужно быстро спохватиться и просить Господа нас вразумить, отрезвить и вернуть на путь истинный. Именно поэтому многие люди, которые теряли деньги, радовались и Бога благодарили, потому что понимали, насколько искушение было велико. «Я сам не мог справиться с этим, Господь мне помог, забрал у меня, потому что Он  меня любит и хочет, чтобы я получил вечную жизнь, а не чтобы я стал олигархом». Поздравляю всех с праздником!