Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

помощь храму

"Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро"

(Св. Григорий Богослов)

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Рождественский пост

28 ноября 2019 г. - 6 января 2020 г.

Слово святителя Феофана Затворника

____________

Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост

          С нынешнего дня начинается святой пост, Церковию Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога, в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святой четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста; Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна.   Наступивший пост точно легче «Великого» и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи. Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник же и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.

          Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провесити его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, освятим воcстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением Церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием тела и крови Христовых. Смотрите, как говорят о нем святые отцы! Один говорит (Дни Богослужения, ч. 2, стр. 33, Симеон Солунский-в ответах на вопросы): «пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово – не на камнях начертанное, но от Девы воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Другой учит (Лев. вел. бес. ХСII): «хранение воздержания запечатлено у нас 4-мя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда должно стараться нам – постом и милостыней истреблять грех, который бренностию плоти и нечистотою пожеланий приумножается». Вот как рассуждают Богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! Примем же к сердцу внушение, столько нам благопотребное и спасительное. Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета, очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты, нередко и против воли их.

          И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие: так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви уставила посты, все четыре, с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, в отдых тем, кои утомлены многозаботливостию житейской, в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбою или падением. Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою небесною пищей, и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись (отправляйся в путь) пути пустынного, пока достигнешь высокого Синая – праздника Рождества для восприятий ощущений Бога, к нам приближающегося, по мере труда твоего и степени приготовления.

          Или, что я обращаюсь к ревностному и бодренному? Горящие духом ревнители Христианского жития сами, без напоминания, и попостятся, и долг Христианский в пост исполнят, как должно. Но что сказать вам, больные изнеженностью, страшащиеся за здоровье от перемены блюда, модничающие независимостью и разорванием всех уз, налагаемых отеческими обычаями, возносящиеся выше облак и охочие недальнозорко указывать Вышнему в Его исправительных законоположениях и уставах несообразности с природою, вами же испорченною? Сказал бы вам одно: «пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте» (Мат.11, 17). Но в чаянии и еще остепенить борзость неудержимой мысли вашей и вашего своенравия, приведу вам на память яблоко райское, красное на вид и приятное на вкус, сгубившее и губящее род наш; чечевицу, лишившую чревоугодливого первородства: мяса, пустыню наполненную гробами похотений; небольшую часть меда, отнявшую победу и готовившую смерть сыну царя; тот пир, в котором свыше дана надпись: «мани, текел, фарес» (Дан.5, 25), тогда же исполнившаяся; и этого юношу, «изъядшего вся», и желавшего потом «насытиться от рожец, яже ядяху свиния» (Лк.15, 16); и богача, «на вся дни светло» веселившегося, а там-искавшего капли воды, чтоб «устудить язык» и не получившего (Лк.16, 19, 22–25), напомню все сии пагубные следствия непощения и невоздержания, чтоб приложить к сему: «имеете разум, учитесь же. И «не будете яко конь и меск, имже несть разума» (Пс.31, 9), кои браздой и уздами челюсти востягивают, когда они упорствуют и не покоряются. У этих кормило – узда; а у разумных –разум.

          Но есть разум кривотолкливый: не его я разумею; а разум здравый, меру свою знающий, не взимающийся на разум Божий, а ему покорствующий и волю свою смиренно под его иго подклоняющий. Его восставьте в себе и силу ему дайте. И он научит вас не отказываться от того, что Бог законоположил устами церкви; а, напротив, сил не щадить в засвидетельствование своего послушного ей сыновства; научит не слушать опасливых за здоровье внушений, указывая не в посте, а в непощении источник нездоровья тела и расслабления души; презирать неодобрительные возгласы сторонних, уверяя, что кто худо скажет о посте и постящемся, тот этим самым хуже скажет о себе, нежели о них; не видеть и ныне безвременности в строгом исполнении уставов святой Церкви, уясняя, что скорее они безвременны были тогда, как в первый раз вводимы были и еще не видели исполнителей, нежели ныне среди такого их множества; прогонять робкие помышления о недостижении той меры поста, на коей он бывает спасителен, представляя, что, когда подобострастные нам постники – Моисей, Илия, Иоанн Предтеча, – в славе ныне почивающие, только еще полагали путь пощению, достижение высших его степеней было затруднительнее, нежели ныне, после стольких светлых примеров и опытов благоуспешных; отстранять льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным пощением, внушая, что скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного; видеть в истощении плоти меру обновления духа, и в степенях постничества лествицу духовного восхождения, которой верхний конец утверждается на небе.

          Такими и подобными помышлениями ограждаясь, мы дадим благому намерению послушания Церкви силу прорасти, окрепнуть и принести плод – дела покаяния и достойного прохождения предлежащего поста, в славу Господа, воплощением нашего ради спасения Себя истощившего, Которому и помолимся, луч света от рождества Своего, как звезду, на нас испустит, и тем, осветив примрачность поста, веселым и обрадованным шествием привести к Вифлеемским яслям, и тогда сподобит нас со Ангелами радостно воспеть: «Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение» (Лк.2, 14). Аминь.