Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…

    Дмитриевская суббота (Родительская суббота, Осенние Деды) ‒ последняя родительская суббота в году, когда почитают предков.
        В нынешнем году Дмитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября.

          Дмитриевская суббота замыкает своеобразный годовой круг всех существующих в православном календаре родительских суббот.
      Происхождение Дмитриевской родительской субботы связано с днем памяти воина и великомученика Димитрия Солунского. Перед этим знаменательным христианским торжеством и была установлена в свое время родительская суббота, предназначенная для молитв и воспоминаний о покинувших сей бренный мир. История учреждения этой даты насчитывает немало веков.

        На Руси празднование Дмитриевской родительской субботы связывают с князем Дмитрием Донским и победой русского войска в сражении на Куликовом поле, где 8 сентября 1380 года Дмитрий Иоаннович разгромил монгольского хана Мамая. В числе воинов князя были два инока, которых дал князю, благословив на битву, настоятель Троице-Сергиевой Лавры преподобный Сергий Радонежский. Звали тех монахов Андрей Ослябя и Александр Пересвет.

        Оба сложили свои головы на поле боя. Их похоронили в Старо-Симоновом монастыре в Москве около церкви Рождества Пресвятой Богородицы, у самых ее стен. «Похоронили Пересвета и Ослябю у церкви Рождества Богородицы…», ‒ читаем в «Сказании и Мамаевом побоище». Честно исполнив перед Родиной свой княжеский, государственный и человеческий долг, Дмитрий Донской вернулся домой и, будучи человеком религиозным, набожным, не преминул зайти в Троице-Сергиеву Лавру. Там он помянул воинов-христиан, погибших от рук нечестивцев в бою. Совершив обряд поминовения, предложил духовенству сделать сие доброй православной традицией. Тот же великий князь Димитрий Донской выступил с инициативой ежегодно вспоминать павших на поле брани русских воинов во время Куликовской битвы в конкретный день – в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского, тезки русского правителя, 26 октября по старому стилю.

       Так и появилась Дмитриевская родительская суббота. По сути, день этот довольно-таки противоречив. С одной стороны, он проникнут радостью одержанной Димитрием Донским в битве с Мамаем победой, с другой – наполнен печалью о безвременно погибших в сражении на Куликовом поле православных воинов. Получается, изначально Дмитриевская родительская суббота была предназначена для поминовения исключительно бойцов, пожертвовавших собственными жизнями ради живших на Руси людей, в том числе и своих потомков, а, значит, и нас с вами. Однако постепенно в указанный день православные стали отдавать дань памяти вообще всем умершим: родителям, родственникам, друзьям, знакомым, любимым и усопшим в целом.

        В наше время Дмитриевская родительская суббота является в первую очередь датой поминовения тех, кто дал нам жизнь. В этом она, если не принимать во внимание историческую подоплеку религиозного события, ничем не отличается от других родительских суббот, установленных Церковью: Троицкой, Мясопустной, суббот во вторую и две последующие недели Великого поста. Тем не менее, важно вспомнить в этот день и о во­инах, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших».

          Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по библей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли несколь­ко изме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший плотью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – ветхозаветно­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помните тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на престо­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

         По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не покинув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные ежегодные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.