Собрание духовенства Северного викариатства 
Московской городской епархии
11 марта под председательством епископа Сергиево-Посадского Парамона, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в Екатерининском зале Московской духовной академии прошло XIV заседание собрания духовенства Северного викариатства города Москвы. Собрание посвятили пастырскому вопросу воспитания детей в православной вере в условиях мегаполиса.

          В XIV заседании собрания духовенства Северного викариатства города Москвы с докладами выступили протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а также настоятель храма прп. Андрея Рублева на Верхней Масловке протоиерей Владимир Леонов. Наш батюшка прочитал доклад «Дети священнослужителей».

 

Предлагаем вашему вниманию текст выступления отца Владимира.

             

Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

 

          Мой доклад посвящен анализу проблем и ошибок в отношениях между родителями и детьми в семьях священнослужителей, выявлению тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания наших детей.

 

          Конечно, есть проблемы воспитания, общие как для семей священнослужителей, так и для семей мирян — прихожан наших храмов. Ведь между священниками и мирянами нет непреодолимой пропасти. А дети священнослужителей часто являются просто детьми с присущими их возрасту слабостями и недостатками. Поэтому мне хотелось бы вначале сказать несколько слов о проблемах общих для всех православных семей. А потом выделить трудности специфические для семей духовенства.

 

          Воспитание детей — одно из главных дел в жизни человека, детей имеющего.  Для священнослужителей этот вопрос приобретает особую важность. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею, что священнослужитель должен быть

1Тим 3.4-5 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью. Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

          Эти слова апостола звучат для нас суровым предупреждением. Они напоминают нам, что пастырские труды на приходе не могут быть оправданием для тех, кто не радит о своих собственных детях.

 

          Причины неудач в деле воспитания родители должны искать прежде всего в самих себе. Очень важен личный пример. Если отец учит ребенка, что нужно аккуратно складывать свои вещи, а не разбрасывать их по всей квартире, а сам свои вещи на место не кладет, то ребенок вряд ли научится аккуратности. Ведь каждый человек должен воспитывать не только своих детей, но и самого себя. Себя мы воспитываем на протяжении всей жизни. Можно вспомнить удивительно глубокие слова нашего великого подвижника прп. Серафима Саровского: «Учить других так же легко, как бросать камни с колокольни. А делать самому так же трудно, как эти камни на колокольню поднимать». Бывает, что человек хочет только бросать камни, но совсем не хочет их поднимать. Если мы не боремся со своими собственными пороками и немощами, если мы не воспитываем и не понуждаем самих себя, нам трудно будет добиться успеха в воспитании своих детей.

 

          Иногда причины дерзости и непослушания наших детей мы должны искать в своем собственном детстве. Мы в свое время так же не слушались родителей и дерзили им. А теперь пожинаем плоды. Наши дети могут быть и нашими судьями. И проводниками кары Божией за грехи и ошибки нашей юности. Поэтому иногда можно воспринимать чудачества и безобразия наших детей как некую епитимью, которую мы должны понести за свое собственное непослушание в детстве. И не столько искать меры для быстрого исправления детей, сколько набраться терпения и эту епитимью нести.

 

          Все мы, наверно, хотим, чтобы наши дети, во-первых, выросли верующими и благочестивыми, а во-вторых, приобрели те навыки и умения, которые позволят им справляться с трудностями предстоящей жизни.

 

          К сожалению, бывает, что в верующих семьях и даже в семьях священников вырастают неверующие дети. Такие примеры есть и среди подвижников благочестия. Есть они даже среди святых. Можно вспомнить почитаемого в Москве о. Валентина Амфитеатрова, могила которого на Ваганьковском кладбище давно уже стала местом паломничества православных москвичей. Известно, однако, что сын о. Валентина причинил много страданий своему благочестивому отцу.

 

          Еще более потрясающий пример мы видим в жизни свт. Иннокентия — апостола Сибири, закончившего свой земной путь митрополитом Московским и почивающим здесь, в Троице-Сергиевой Лавре. Как известно, свт. Иннокентий сначала был женатым священником, имел детей, которые вместе с супругой сопровождали его в миссионерских путешествиях. После смерти супруги он принял монашеский постриг. Приведу отрывки из его писем, в которых святитель говорит о своем сыне. Эти отрывки поражают нас своим исповедальным характером.

          Письмо 58

          "Искренно благодарю Вас за попечение о моем несчастном сыне. Бога ради, не оставьте его и впредь. И если можно, как писал выше, отправьте его на Кавказ. А если он на Кавказ не уедет, то не допустите его умереть с голоду, давайте денег на мой счет... Вот Вам доказательство того, что всегда надобно иметь преданность Богу и не выпрашивать у него усильно. Этот несчастный сын мой у меня родился 4-й (до него все дети умирали рано), и он уже готов был умереть и даже умирал, но я, можно сказать, насильно вырвал его из рук смерти или, все равно, из рук Божиих, и Он, Милосердый, отдал его мне, но с тем вместе и наказал меня им (с покорностью приемлю сие наказание). А если бы он умер тогда, теперь бы был в небесной школе с прочими младенцами, и я бы давно его уже забыл, а теперь Бог знает, что из него будет! Но буди воля Божия.

Вчера я получил очень, очень, нерадостное известие о несчастном сыне моем. Сделайте милость, постарайтесь, чтобы его взяли в солдаты! Утешьте меня этим!

                    июля 29 дня 1846 г."

 

          Эти удивительные признания показывают нам, что не мы одни такие неумелые и беспомощные родители, не способные управить своих детей. Даже святые иногда не справляются с подобной задачей. Это напоминает нам, что отношения человека со Своим Творцом — это тайна, в которую до конца не могут проникнуть даже самые лучшие родители. "Никто не может прийти ко Мне, если Отец Мой не привлечет его.

          Помня о том, что вера есть Божий дар, а пути Господни неисповедимы, мы можем все-таки постараться выделить основные причины, по которым в верующих семьях вырастают неверующие дети.

 

          Конечно, христианская жизнь - это подвиг. Но очень важно чтобы этот подвиг был посильным. Устав, регламентирующий наше богослужение, а во многом и быт православных семей - это устав монастырский.  Важно не забывать об этом, выбирая меру подвига своих детей. Умеренному деланию нет цены. Иногда родители слишком строги к своим детям. Накладывают на них бремена неудобоносимые.

 

          Очень важно, чтобы у ребенка было детство. С играми и забавами. Некоторым игра ребенка кажется какой-то мелочью, чуть ли не злом. Между тем, игра необычайно важна для формирования личности. Если ребенок не наигрался в свое время, то это может пагубно сказаться на всей его последующей жизни. Очень важен, на мой взгляд, пример нашего великого старца прп. Амвросия Оптинского, который в детстве был очень веселым и жизнерадостным. Что не только не помешало, но во многом способствовало раскрытию его удивительных духовных дарований.

 

          Опасность привыкания к святыне. Бывает, что ребенок в храме с первых лет жизни. Все для него здесь знакомо и привычно. Иногда он даже попадает в алтарь, куда многие благочестивые люди не попадают на протяжении всей своей жизни. А маленький мальчик в ослепительном стихаре выходит со свечой из алтаря. Прихожанки плачут от умиления, хотят обнять его и подарить шоколадку. Ребенок привыкает к тому, что им все восхищаются. Это может быть тяжелым испытанием для неокрепшей детской души. Он уже и в храм идет, предвкушая, что им все будут восхищаться. Хотя он пока ничего не достиг в духовном плане и не сделал ничего достойного восхищения. Ему скорее нужны были бы по молодости труды телесные со смирением. Помочь уборщицам, или в трапезной посуду помыть.

 

          И особенно опасно, что порой, для такого ребенка даже в алтаре все давно стало привычным и обыденным, лишенным сакральности. Он в алтаре уже как дома.  И когда у такого ребенка наступает переходный возраст борьбы со страстями, то возникают большие проблемы. К которым ребенок оказывается не готов.

 

          Очень острой остается проблема загруженности священнослужителей. у многих из них катастрофически не хватает времени для своей семьи, для своих детей. Один известный пастырь сказал в эфире православной радиостанции, что жена священника — это вдова при живом муже. В этих словах много горькой правды. Продолжая эту мысль можно сказать, что дети священников — это нередко сироты при живом отце. Конечно, иногда даже малое время общения с отцом дает ребенку возможность вырасти достойным человеком. Один замечательный батюшка сказал про свою уже взрослую дочь: мы с ней даже однажды сходили на лыжах покататься. И она это запомнила на всю жизнь. Ему удалось при огромном дефиците времени вырастить свою дочь настоящей христианкой. Но, увы, многие священники ощущают, что их дети страдают от недостатка общения с отцом.

 

          Может быть по этой причине загруженности, но иногда странным образом верующие родители не учат вере своих детей. Такие дети не только плохо знают Евангелие и нашу православную веру. Они не имеют опыта жизни по вере. Для них православие остается абстрактным набором знаний, которые не применяется в жизни.  Бывает, что у детей возникают вопросы, которые взрослым кажутся наивными, а иногда даже кощунственными. Нельзя эти вопросы замалчивать. Они искренние, через них ребенок ищет путь к вере… И очень важно учить ребенка поступать по вере в критических ситуациях. Учить ребенка прощать обидчиков, учить терпеть боль. Учить их проигрывать достойно без отчаяния и злости, учить побеждать без превозношения. Учить почтительному отношению к старшим. Если ребенок всему этому научится, то благодать Божия будет споспешествовать ему. Он получит реальный опыт Богообщения. Для него Бог станет помощником и покровителем, а не просто абстрактной идеей.

 

          Иногда проблемой бывает не то, что дети плохие. А то, что они слишком хорошие. И некоторые родители оказываются к этому неготовыми. Бывает, что дети сами преподают родителям уроки благочестия, а родители оказываются не на высоте. Такие примеры мы видим в житиях.

 

          Вот пример из жития прп. Феодосия, в 13 лет убежавшего из дома в Святую Землю со странниками.

          Спустя три дня узнала мать Феодосия, что он ушел с паломниками, и тотчас же отправилась за ним в погоню, взяв с собой лишь своего сына, который был моложе блаженного Феодосия. Немалый проделала она путь, прежде чем догнала его и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла.

          Вот так эта благочестивая женщина отреагировала на религиозные поиски своего сына.

 

          Мы помним, какое испытание постигло родителей прп. Макария Желтоводского, в 12 лет тайно покинувшего родительский дом. 

 

          Толь­ко через три го­да ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия узна­ли, ку­да он скрыл­ся. Отец при­шел к нему и слез­но умо­лял сы­на лишь о том, чтобы он вы­шел по­ви­дать­ся с ним. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с от­цом через сте­ну и ска­зал, что уви­дит­ся с ним в бу­ду­щей жиз­ни. «Про­тя­ни мне, по край­ней ме­ре, свою ру­ку», – про­сил отец. Сын ис­пол­нил эту ма­лую прось­бу, а отец, по­це­ло­вав про­тя­ну­тую ру­ку сы­на, воз­вра­тил­ся до­мой.

 

          Здесь отец будущего великого подвижника дает нам удивительный пример смирения и духовной высоты. Кто из современных родителей, декларирующих свое желание воспитать детей по-христиански, смог бы на подобную высоту подняться?

 

          Конечно, нужно быть реалистами и понимать, что все это бесспорно единичные, исключительные примеры. Ничего подобного в жизни большинства из нас не произойдет. Мы слишком грешные, чтобы иметь таких детей. Тем не менее, если мы забываем об этих вершинах, то рискуем не совсем верно и четко понимать, что такое православное воспитание, какие цели и задачи мы преследуем, куда ведет нас и наших детей благодать Святаго Духа.

 

 

          Несколько слов о практических сторонах воспитания. Не все дети священнослужителей тоже станут служителями церкви. Многие пойдут в мир и там будут проходить свое жизненное поприще. Мы должны научить своих детей многим практическим навыкам и умениям. Жизнь в XXI веке будет иметь много особенностей. Поэтому, помимо традиционных, наши дети столкнутся и уже сталкиваются с совершенно новыми вызовами.

 

          Важнейшая задача родителей — дать детям хорошее образование. Большое количество детей и занятость отца создают дополнительные трудности для семей священников.  Но эти трудности не являются непреодолимыми. Мы помним, что в царской России значительная часть студентов университетов были выходцами из духовного сословия. Конечно, бесценен опыт великих христианских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и их семей. Их опытом и наследием не должен пренебрегать никто из желающих воспитать детей по-христиански. Семьи святителей Василия и Григория дают нам целые соцветия святых. Показывают какую великую пользу может принести образование в соединении с благочестием и самому человеку, и Церкви Христовой.

 

          Некоторые родители не совсем понимают, зачем их детям нужно образование. Достаточно, чтобы они были верующими и благочестивыми. Можно заметить, что занятия в детстве, помимо всего прочего, помогают ребенку избежать праздности - матери всех пороков. Поэтому некоторые родители выстраивают жизнь своего ребенка так, чтобы у него практически не было свободного времени. Дети их не только прилежно учатся в школе, но и посещают всевозможные кружки и секции. Благо в Москве сейчас для этого очень много возможностей.

 

          Образование и интеллект ценились во все времена, но в XXI веке они приобретают совершенно особое значение. Мы живем в эпоху небывалой трансформации всех сфер жизни. И дальше эти трансформации будут еще более быстрыми и кардинальными. И человек, который не привык постоянно учиться, постоянно постигать и осваивать что-то новое, будет испытывать огромные трудности.
Вот что сказал один из глашатаев нового мирового порядка Аваль Ной Харари на недавнем всемирном экономическом форуме в Давосе. Его выступление имело характерный заголовок: "Как выжить в XXI веке".

 

          В прошлом люди много и активно боролись против эксплуатации в разных ее формах. Но XXI век делает более актуальной другую борьбу — против собственной «бесполезности». Стать «бесполезным» сегодня гораздо опаснее, чем «эксплуатируемым». Из тех, кто не сможет победить в этой борьбе, сложится целый новый класс. И пропасть между ними и могущественной элитой будет только расти.

 

          Одно из проявлений тектонических изменений нашей жизни состоит в том, что мы «перешли из эры Гутенберга в эру Цукерберга», как заявил президент Сбербанка Герман Греф. По словам главы Сбербанка, на первое место выходит тема адаптации человека в современном технологическом пространстве. Греф процитировал руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека Андрея Курпатова: «Для всех является более чем релевантным вопрос, как не потерять адекватность, как соответствовать технологиям, изменениям, как сохранять свои человеческие качества», — продолжил мысль Курпатова Греф. По его словам, сегодня все без исключения — от детей в школах до руководителей организаций — находятся «под гигантским прессом времени, его отсутствия, необходимости принятия решений и огромного объема информации».

 

          Да, от этих проблем не уйти ни школьнику, ни руководителю организации. Не уйдут от них и дети священнослужителей. Важно, чтобы родители понимали это и старались по мере сил готовить своих детей к тому, с чем они столкнутся в ближайшем будущем, начав самостоятельную жизнь.

 

          Многие наши дети совсем не читают книги. И это, конечно, совсем не мелочь. В начале эры Цукерберга привить детям любовь к чтению весьма сложно. Тем не менее, родители обязательно должны этим заниматься. Чтение продолжает оставаться фундаментом гуманитарного образования. Его не может заменить просмотр фильмов или видеолекций. Как верно замечено:  те, кто читает книги, будут управлять теми, кто смотрит видео  и играет в игры.
          Историк Андрей Фурсов в одном из своих выступлений рассказывал о посещении им престижного университета в Западной Европе, где воспитывается будущая западная элита. Он отметил, что обязательная норма чтения там не менее 400 страниц. Это ежедневно и на разных языках. А что смогут этому противопоставить наши дети? Как им не попасть в этот нарождающийся класс ненужных и неконкурентоспособных людей?

 

          Нельзя забывать о том, что наша русская культура имеет христианские корни. Поэтому она может стать ступенькой на пути к вере. В том числе и для наших детей. Можно привести пример покойного о. Георгия Ореханова. Он проводил у нас на приходе встречу, посвященную выходу в свет его книги о Льве Толстом «Пророк без чести». Отец Георгий признался, что у него есть проблемы со старшим сыном: «Когда я пытаюсь говорить ему о вере, он отвечает: "Ну, понятно. Ты православный священник. Что еще ты можешь сказать». Но именно классическая русская литература была той почвой, на которой они с сыном нашли общий язык.

 

          Большой проблемой для жителей Москвы как взрослых, так и особенно детей является малоподвижный образ жизни. Отсутствие физических нагрузок. В нашем обществе во многом потеряно уважение к людям труда, особенно труда физического. Все это влияет не только на здоровье наших детей, но и затрудняет усвоение ими христианского мировоззрения. Во все века православные подвижники придавали большое значение физическому труду. Мы помним, что апостол Павел делал палатки своими руками, хотя мог бы жить за счет благовестия. Прп. Сергий постоянно работал в огороде. Прп. Серафим Саровский иногда по ночам просто перекладывал дрова из одной поленницы в другую.
          Все эти примеры должны быть у нас перед глазами. Об этих эпизодах обязательно должны знать наши дети. Мы должны прививать им уважение к труду, понимание необходимости труда согласно библейскому повелению в поте лица добывать свой хлеб.

 

          Некоторые наши дети не любят природу, не могут ни одного раза подтянуться на турнике или пробежать хотя бы километр. Они не любят простую одежду, а хотят всегда одеваться ярко и модно. Они не любят нашу родину, нашу историю, все более попадая в плен модного сейчас желания уехать жить за границу. Все это не миновало, к сожалению, и детей священнослужителей.

 

          Но слава Богу, среди православных семей во все времена было много замечательных родителей, воспитавших прекрасных детей. Есть такие семьи, являющиеся образцом для подражания, и в наше время. Их опыт бесценен. Этот опыт нужно всячески перенимать и распространять.

 

          Благодарю за внимание!

Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

помощь храму

"Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро"

(Св. Григорий Богослов)

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hram.rublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube