Сила света

В Выставочном зале Союза художников России на Покровке в течение двух недель с 4 по 19 февраля 2016 года демонстрировали произведения В.Г. Цыплакова (1915-1986). Экспозиция была приурочена к 100-летию со дня рождения художника, чья жизнь и творчество с 1940 года и до самой кончины были связаны с московским Городком художников на Верхней Масловке.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, недалеко от Рогожской заставы, в семье рабочего. Отец его, Григорий Степанович Цыплаков, был родом из села Бурминка Рязанской губернии.

 

С появлением семьи Г.С. Цыплакову, кузнецу по профессии, не оставалось ничего другого, как пуститься на поиски работы и жилья. Особенно трудно приходилось в первые послереволюционные годы. Война, разруха тяжестью легли на плечи. Сам художник об этом времени говорил: «Все мои картины - это мои впечатления до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит, только бы успеть исполнить... На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла».

художник Виктор Цыплаков

Постоянная нужда заставляла Цыплаковых часто переезжать. В 1920 году они попали в Донбасс. С пятилетнего возраста Виктору пришлось трудиться, он помогал отцу в кузнице. В 1923-1924 годах Цыплаковы ненадолго возвращаются в Бурминку. С этим местом были всегда связаны самые светлые чувства художника. Здесь перед ним открывались отрадные, полные безмятежности картины русской природы. Они-то и остались в памяти ребенка, заронив в его душу привязанность к родной земле - чувство, не покидавшее художника до конца дней.

 

Материальная неустроенность семьи потребовала новых переездов. В 1925 году, обосновавшись в Таганроге, Цыплаковы впервые ощутили некоторое жизненное благополучие. К этому времени относятся и первые художественные опыты будущего мастера. Среда небольшого городка, каким был в то время Таганрог, несла определенные культурные традиции. Так, художнику посчастливилось учиться в здании той самой гимназии, где когда-то сидел за партой А.П. Чехов.

В городе была хорошая публичная библиотека. В школе, где учился Виктор, на юного художника обратил внимание учитель рисования Глеб Глебович Глебов, сумев разглядеть в мальчике незаурядный талант. Цыплаков всегда с благодарностью вспоминал о своем первом наставнике, распахнувшем перед ним дверь в большое искусство.

 

Как и полагалось в рабочей среде, к пятнадцати годам Виктор овладел рабочей профессией, узнал кузнечное и слесарное дело. На этом, возможно, и закончилась бы творческая судьба одаренного юноши, если бы не новый переезд в 1930 году в Москву и не настойчивые советы старшего брата Ивана продолжать обучение искусству. По настоянию брата и благодаря его постоянной материальной поддержке Виктор в 1932 году поступает в Московский полиграфический техникум Изогиза. Здесь он впервые открывает для себя классическое искусство. Происходит это благодаря стараниям замечательного педагога Сергея Арсентьевича Матвеева.

 

Окончив в 1936 году Полиграфический техникум, юноша сразу же поступает в Московский государственный художественный институт на факультет живописи. Педагогами в новом художественном вузе стали такие художники, как И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, А.А. Дейнека, Г.Г.Ряжский. В институте царила дружественная, товарищеская атмосфера. Так, на одном курсе с Цыплаковым оказались Ю. Кугач, С. Дудник, В. Нечитайло, Н. Горлов, Н. Толкунова, Н. Соломин и другие. Важно, что Герасимов, Иогансон, Шегаль, Почиталов, Ряжский и другие преподаватели, прошедшие школу Московского училища живописи, ваяния и зодчества олицетворяли живую традицию, крепкой нитью связавшую их с искусством К. Коровина, В. Серова, А. Степанова, А. Архипова, С. Малютина и с художественным наследием ХIХ века.

 

Система обучения, основанная на глубоком знании и изучении натуры, была необычайно продуктивной. Неслучайно картины, учебные постановки старались писать на пленэре. Параллельно с обучением в стенах института шло и изучение истории искусства в художественных музеях Москвы. Простые учебные постановки у Цыплакова обретали художественную ценность. Таковы работы «Утро», «Два натурщика», «Тося», «Натурщик», признанные в творчестве художника значительными произведениями. По живописным качествам, тональным и колористическим задачам эти студенческие работы - заметное явление в советской пейзажной живописи. На третьем курсе института Цыплаков начинает серьезно задумываться о выборе темы своей будущей дипломной работы. Это было в 1939 году. При подходе к дипломной черте художник окончательно останавливает свой выбор на любимом народном герое – Василии Ивановиче Чапаеве.

 

Началась Великая Отечественная война. В самые первые дни войны студенты Художественного института были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. А в середине октября 1941 года Московский художественный институт срочно эвакуировали в Самарканд. Дипломную работу Виктор Цыплаков писал в этом узбекском городе. Грабарь о картине Цыплакова, в частности, сказал: «Картина написана с живописной свободой, какой мог бы позавидовать не один из наших мастеров».

 

Вернувшись из Самарканда в Москву, Цыплаков побывал на Южном фронте, в Новороссийске. Здесь художник сделал много портретных зарисовок. В том же 1943 году Цыплаков отправляется в освобожденный Смоленск.

 

Зрелое отношение к судьбам сражающейся Отчизны будило в душе молодого мастера желание воспеть ее через образы лучших сынов - великих творцов культуры прошлого. В памяти художника отчетливо возникают образы В. Сурикова, Ф. Шаляпина, М. Горького. Картина «М. Горький на Волге» экспонировалась на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в 1946 году. На той же выставке демонстрировалась еще одна работа Цыплакова – «Зоя Космодемьянская (Допрос)» (1945).

 

Созданная в 1947 году картина «В.И. Ленин» вызвала немало откликов. К событию, которое отмечалось в 1947 году, - 800-летию Москвы - предполагалось создание большого шестиметрового полотна на тему «Торжественное вручение ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия». Для работы над этой картины была приглашена целая группа известных художников - В. Ефанов, С. Дудник, Ю. Кугач, К. Максимов. Сюда же вошел и Цыплаков.

 

Большой творческой удачей для художника стал потрет писателя Л.М. Леонова. Картина «После трудового дня», представленная на Всесоюзной художественной выставке 1955 года, была встречена зрителями восторженно. Другое значительное произведение тех лет - картина «В.И. Ленин с крестьянами» (1960) родилась из простого пейзажного мотива.

 

Пейзажей немало в творчестве Цыплакова. В них - близость к русской поэзии и музыке, что чувствуется даже в названиях многочисленных картин и этюдов: «Мороз и солнце», одна из лучших пейзажных работ, «Зимушка-зима», «Зимка», «Солнце на лето - зима на мороз», «Март-бокогрей». Больше всего художнику нравилось изображать тот момент в круговороте времен года, когда природа переходит от зимы к весне. Свидетельство тому - пейзажи «Февральская лазурь» (1957), «Февраль» (1958), «Март» (1958), «Хороший день» (1958) и другие произведения. Восторженно изображаются автором времена года: весна с её нежными красками, буйными разливами рек, бездонной чистотой неба, жаркое лето с золотыми нивами, темными дремучими лесами, заливными лугами и покосами, густо уставленными стогами сена.

 

Разглядывая гурзуфские этюды 1940 - 1950-х годов, удивляешься, как легко художник справляется со стихией солнечного света («Улица в Гурзуфе», «Гурзуф», «В Гурзуфе»).

Автопортрет
Мороз и солнце
Улица в Гурзуфе. 1976
Портрет Г. Нисского
Стадо возвращается
Солнечный день

Цыплаков всегда с большим интересом относился к теме древнерусского зодчества, которая еще в 1930 - 1950-х годах зазвучала в его творчестве в таких работах как «Новоспасский монастырь у Москвы-реки» (1936), «Башня Симонова монастыря» (1937), «Город Горький. Кремль. Белая башня» (1944). Эта же тема звучит в 1950-е годы в произведениях, посвященных архитектуре Звенигорода («В Звенигороде», «Саввинская слобода», «Вдали монастырь»). В 1960-е годы эта тема снова становится центральной в творчестве художника. Оттачивая и совершенствуя свое колористическое мастерство в произведениях «Суздаль» (1968), «Церковь Благовещения с трапезной Борисоглебского монастыря» и целом ряде других работ Цыплаков достигает небывало тонкой тональной разработки.

 

Виктор Цыплаков является автором многих замечательных портретов. Цыплаков-портретист передает психологизм своей модели, выражает ее душевное состояние, определяет характер немногими скупыми средствами. Среди них: «Портрет Г.М. Шегаля» (1956), «Колхозный сторож» (1955), «Портрет председателя колхоза им. В.И. Ленина Калужской области В.А. Шкилева» (1975). Помимо уже упоминавшихся портретов, художник создает немало прекрасных автопортретов. Начиная же с 1960-х годов, именно автопортрет наряду с пейзажем становятся главными жанрами  творчества Цыплакова. Внутренне озаренным, драгоценным по цветовой гамме выглядит «Автопортрет в зеленой рубашке» (1977). Самый последний автопортрет – «Автопртрет (Опять в деревне)» 1985 года глубоко психологичен, это портрет-размышление.

Пригревает. 1957
Портерт Леонида Леонова. 1949. ГРМ
На Оке
На вернаде. 1940
Март. 1975
Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой

Говоря о педагогической деятельности Цыплакова в Суриковском институте, том самом художественном вузе, в котором ему посчастливилось когда-то учиться, можно до бесконечности цитировать педагога, приводить его тонкие замечания. Начав преподавать в МГХИ им. В.И. Сурикова еще в 1949 году, Цыплаков успел вырастить не одно поколение художников, многие из которых стали уже известными, признанными мастерами искусства. В разное время у него учились С. Ткачев, Е. Зверьков, Н. Пластов, А. Белых, Б. Окороков, А. Холмогоров, В. Забелин, И. Шевандронова, , А. Тутунов, Н. Соломин, Ю. Анохин,, С. Андрияка, В. Страхов, Г. Чайников, Г. Сорогин, И. Степанов, В. Иванов, Е. Сорокин, Э. Браговский, В. Сибирский и многие другие художники. Зная творчество этих живописцев, можно лишь удивляться тому, как удалось одному педагогу вырастить столь разных по манере мастеров! А секрет тут простой: Цыплаков всегда бережно, с особым вниманием относился к творческой индивидуальности каждого своего воспитанника. В своих беседах со студентами художник не уставал повторять: «Сложность живописи - передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может». Этому мастерству В.Г.Цыплаков стремился научить студентов Суриковского института. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути».

 

Лидия ТАЁЖНАЯ, искусствовед