Лидия Таежная:

“Наше время было временем энтузиазма”

Кто в нашем храме не знает Лидию Яковлевну? Хочется написать: «Все знают», но это не совсем так. Лидия Яковлевна человек скромный, не стремящийся, как сейчас принято и говорить, и существовать, к публичности. Она, наоборот, старается быть как можно менее заметной и сама говорит, что «чем ниже, тем лучше».
Тихая труженица нашего прихода родилась 27 апреля 1945 года в Запорожье. В 1973 году окончила Московский государственный университет Ломоносова. В 1983 году ‒ аспирантуру НИИ художественной промышленности. Автор множества публикаций по народному искусству, а также по проблемам современного искусства живописи и скульптуры. Работала научным сотрудником в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном историко-художественном музее-заповеднике «Абрамцево», Центральном выставочном зале (Манеж), музее народного искусства, а также консультантом правления Союза художников Российской Федерации. Член Союза художников России. Бессменная староста нашего храма, награждена Патриаршей грамотой.

Городок художников на Масловке и объединение «Русская живопись»

Лидия Яковлевна, вы стояли у истоков создания храма Андрея Рублева, даже первые молебны проводились в мастерской вашего супруга, Григория Викторовича Цыплакова. Расскажите немного о том времени. Это ведь уже история…
Все началось еще в 1990-х годах, когда разные художники создали объединение «Русская живопись». Там-то эта идея – построить храм в Городке художников на Масловке ‒ впервые прозвучала. Будем считать, что субъективный фактор, неофитство, поддержка художников объединения «Русская живопись» в 90-е годы положили начало деятельности по возведению храма.

То есть идея строительства храма витала в воздухе?
90-е годы – время активного восстановления храмов. Уже отстраивался храм Христа Спасителя, в обществе ощущался духовный подъем. Однако нельзя не вспомнить о том, что происходило повсеместное обнищание народа. Люди лишились денежных вкладов, средств к существованию, закрывались предприятия… Положение было критическое. В таких условиях наблюдается стихийный приток людей в церковь с надеждой на помощь Божию. Задача восстановления храмов стала насущной.

Одновременно в нашу страну хлынули сектанты разных мастей. По словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) представители свыше 100 сект устремились к нам. Люди разных возрастов, прежде всего молодежь, попали под воздействие сектантов. На молодых людей к тому же обрушились разные виды соблазнов и страстей: игромания, наркомания, аморальность, вседозволенность и пр. Чтобы переломить ситуацию, возникали различные общества, и в целом складывалось общественное гражданское движение, которое играло важную роль в противодействии сложившейся обстановке. Отчасти к этому движению можно отнести выставочную деятельность упомянутого объединения.

Вы имеете в виду объединение «Русская живопись»?

Да, художники объединения «Русская живопись» во главе с В.К. Стекольщиковым организовывали выставки произведений, наполненных содержанием, вдохновением, оптимизмом, добрыми, светлыми, жизнеутверждающими образами, пейзажными видами родной природы.

          Имело место обращение художников объединения «Русская живопись» к главному редактору газеты «Русский вестник» с просьбой о содействии в решении вопроса о строительстве храма в Городке художников на Верхней Масловке. Однако инициатива художников не  была поддержана газетой из-за отсутствия источников финансирования. Сохранилась копия этого обращения, из которого известно о первоначальном замысле художников посвятить храм-часовню святому  апостолу и евангелисту Луке, иконописцу, врачу, просветителю.

          Во время освящения о. Димитрием Смирновым памятного знака на месте будущего строительства нашего храма в честь преподобного Андрея Рублева у батюшки спросили, нельзя ли один из приделов создаваемого храма посвятить апостолу и евангелисту Луке. На что он ответил: можно и даже наименовать придел во имя всех святых.

Скажите, пожалуйста, в 1990-х годах, когда только еще витала мысль о том, чтобы построить храм, изначально планировалось это место или какое-то другое?
Да, предполагалось, что эта существующая незастроенная часть нашей ведомственной территории, обращенная к перекрестку улиц Верхняя Масловка, Нижняя Масловка, Петровско-Разумовский проезд, Петровско-Разумовская аллея, стадиону Динамо станет местом строительства храма. Хотя, что можно было планировать после 1996 года, когда эта территория отошла к городу.

Несмотря на ведомственную принадлежность, еще до перестройки на территории городка художников загадочным образом вырастали дома, не имевшие отношения к нашему ведомству.

Генеральские?
В том числе. По утверждению старожилов, в 1920-е годы правительством была передана довольно значительная территория, прилегающая к Верхней Масловке, для создания городка художников, ставшая ведомственной. Возможно, инициаторами такого решения были крупные государственные деятели.

Ведь здесь, на этом месте, церкви раньше не было?
Примерно в 400-х метрах от нашего храма по Петровско-Разумовскому проезду в начале XX века был возведен деревянный храм во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. На его месте теперь находится колледж.

          С градостроительной точки зрения место нашего храма вполне перспективное. Его можно благоустраивать, построить переход на пересечении улиц, на бульваре установить памятник святителю Петру, митрополиту Киевскому и Московскому, который благословил развитие Москвы как столичного центра строительством Успенского собора в Кремле. Сам же он был еще и иконописец, его авторству принадлежит икона Божией матери «Петровская». Как исторической части древней Москвы, расположенной вблизи главной столичной магистрали, соединяющей два столичных центра, Москву и Санкт-Петербург, этому месту следовало бы придать заповедный статус, допускающий лишь реставрацию и реконструкцию.

Фамилия Таежная

Расскажите, пожалуйста, о происхождении своей фамилии.
По поводу фамилии имеется некая история, связанная с переездом семьи деда моего мужа на Алтай. У него и у членов семьи была фамилия Чешуины. Таежный – это, скорее, псевдоним. В начале советского времени было принято обзаводиться новыми именами, фамилиями, особенно в творческой среде, к которой он принадлежал с дореволюционных лет, работая в фирме Фаберже.

А ваша девичья фамилия?
Моя девичья фамилия Тимченко. Сохранилось семейное предание о том, что прадед, носивший эту фамилию, был денщиком генерала М.Д. Скобелева во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

У вас в семье были художники?
Возможно, были. Любительские работы остались, внятно же никто ничего об этом не говорил. Косвенно с творчеством был связан мой дедушка, Ф.Н. Юнацкий. Он имел отношение к ремеслу, заведовал ремесленной школой в селе Бушово Тульской губернии, основанной помещицей Анной Михайловной Стрекаловой.

Что за ремесленная школа?
Школа А.М. Стрекаловой была открыта на благотворительных началах. Это давало возможность крестьянским детям, мальчикам, получить знания по общеобразовательным предметам и приобрети ремесленную специальность. До 1917 года, пока существовала школа, удалось подготовить немало молодых мастеров по обработке дерева, металла и других материалов, трудившихся впоследствии на советских предприятиях.

Почему вы решили поступать на искусствоведческое отделение истфака?
На искусствоведческое отделение меня привел сознательный выбор. История искусств – универсальная область знаний, родственная другим гуманитарным наукам. С благодарностью вспоминаю преподавателей  исторического факультета, искусствоведческого отделения Б.А. Рыбакова, В.Н. Прокофьева, В.Н. Лазарева, В.М. Василенко, М.А. Ильина, О.С. Евангулову, В.Н. Гращенкова, В.С. Турчина, М.М. Аленова и др.

Но, наверно, мама вам планировала какую-то судьбу?
Возможно, относительно моей будущности планы у моей мамы были, конкретно же сказать ничего не могу. Хотя интуитивное понимание эстетики предметов, присущее маме, полагаю, передалось и мне.

У вас семья большая была? Братья и сестры были?
Семья небольшая, как и многие семьи послевоенного времени, пострадавшие во время Великой Отечественной войны. Был брат.

Вы крещены в детстве?
Да, меня крестили в двухлетнем возрасте.

Бабушка, мама?
Мама. От нее я узнала о священнике, который меня крестил. Его имя отец Адриан. В 2000-х годах удалось найти его дочь, непродолжительное время переписывалась с ней. 

Искусство и религия

Лидия Яковлевна, вы часто повторяете «1990-е и 2000-е годы». Это для вас, как и для многих, видимо, некий рубеж. Вы родились в стране советской. Где были определенные понятия, определенная, даже, назовем это так, религия, был какой-то свод правил, кодекс строителя коммунизма и так далее. И потом так сложилась жизнь, вы пришли в храм…
В действительности понимание связи искусства и религии пришло в 1970-е годы во время учебы на искусствоведческом отделении исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Весь обширный пласт знаний по истории искусств, по крайней мере, до начала ХХ века неизменно связан с сюжетами, взятыми из  Ветхого и Нового Заветов. К слову, моя дипломная работа в Университете «Древнегреческий вотивный рельеф V в. до н.э.» также касается религиозных воззрений прошлого. Античное время дает свои примеры связей искусства и религии.

Что такое «вотивный рельеф»?
Ex-voto в переводе с латинского означает «по обету», таким образом «вотивный» ‒ связанный с приношениями, пожертвованиями.

Как вы относитесь к советскому искусству, имеет ли право такой термин на существование, правомерно ли вообще говорить «советское искусство, социалистический реализм»?
Почему же не правомерно? В советском искусстве весьма заметна связь с русской классической школой. На уровне советской школы при систематической подготовке в художественных учебных заведениях это было очевидной нормой: академический рисунок, живопись, скульптура, основы композиции. Далеко не каждая страна способна добиться в искусстве стилистического единства, достичь мировой известности. Не все знают, что на Западе, пользуясь нашим кризисным положением, знатоки искусства собрали коллекции соц-арта (сленговое название соцреализма), а мы стыдливо от него отмежевываемся. Нет ни одного музея в Москве, посвященного этому стилю. Хотя запрос на него имеется, судя по отдельным выставкам. Остается добавить, что вся прилегающая к нашему храму территория городка художников с домами, мастерскими, подавляющим большинством произведений – детище социалистического реализма, нередко посещается туристами.

Я все же пытаюсь понять, как сопрягается, допустим, приверженность советским идеям справедливости, каждому по труду и так далее, с религиозной догматикой?
Понятие «каждому по труду» не является советской идеей. В Евангелии от Матфея сказано: «…трудящийся достоин пропитания» (Мф.10.10). Взятый на вооружение подобный принцип отнюдь не дискредитировал советскую ментальность. Некоторый личный опыт это подтверждает.

          В 1970-е годы мне привелось работать в художественном фонде России. В круг должностных обязанностей входила региональная работа с народными мастерами. Благодаря контактам с народными мастерами узнала, что в их среде в советское время при традиционном укладе сохранялись знания о церковных книгах, церковном календаре, церковных праздниках, иконах, постах, и это несмотря на отсутствие или закрытие храмов.

          Вспоминается одна поездка с коллегами в Нижегородскую область к известному гончару, И.Д. Никитину. Географически это рядом с пушкинскими, болдинскими местами. В Болдине познакомились с местными жителями. Тогда был Великий пост. Журналист с Центрального телевидения, сопровождавший нашу группу, настойчиво предлагал местным жительницам исполнить песню по мотивам местного фольклора, но никто из них не согласился. Вот такая, можно сказать, преданность  религиозным их представлениям, хотя храм, как они рассказали, был снесен лет за пять до этой встречи с нами.

          Наряду с трудолюбием, искусным умением, способностью изготавливать предметы  художественного ремесла, народного искусства, к примеру, гончарную посуду, мебель, дымники, фонари, глиняную или деревянную игрушку, плетеное кружево и т. д., народные мастера нередко наделены талантом рассказчика, сказителя, готового поведать о добре и зле, святых и др. Народные мастера по природе своих занятий совестливые, доверчивые, скромные люди. Как раз в них религиозность проявлялась. Таких примеров в моей работе встречалось не мало.

Как-то вас коснулся тот дух, да?

 Отчасти. Скорее теоретически.

Московское краеведение

В каком году вы окончательно пришли в церковь?
Мне представляется, что воцерковление – длительный процесс, и у каждого верующего своя история. Замечу, что более внимательно стала относиться к вопросам православия с приходом в 1993 году на работу в газету «Русский вестник». К слову, впервые под таким названием еще в начале XIX века появилось журнальное издание, выпускавшееся Сергеем Глинкой. В 1991 году по благословению патриарха Алексия II «Русский вестник» был возобновлен в газетном формате. Как обозревателю, мне надлежало освещать вопросы культуры, главным образом, православной культуры. С этой целью следовало посещать различные мероприятия, в частности, Рождественские образовательные чтения, в рамках которых помимо Дьяконских праздников, хоровых выступлений, организовывавшихся Г.Г. Поляченко, проводились конференции, заседания секций. Причем секционная работа охватывала множество вопросов и была развернута в разных местах Москвы, куда можно было пройти без каких-либо препятствий и ограничений. Была также возможность выступить. К примеру, на секции церковно-славянского языка, возглавлявшейся протоиереем Артемием Владимировым, сообщалось как-то о значении трудов равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских. В ходе такого обсуждения выяснилось, что в Москве нет храма, посвященного этим святым. Результативность упомянутого разговора на секции стала очевидной, когда через несколько лет в Ростокино был возведен храм во имя святых Мефодия и Кирилла.

          В поисках актуального материала посещала отдел катехизации и религиозного образования. Там имела редкую возможность слушать Владимира Константиновича Журавлева, крупнейшего специалиста в области церковно-славянского языка. Посещала чтения, посвященные священномученику Фаддею Тверскому, организованные при участии иерея Игоря Киреева.

          Газета «Русский вестник» в 1990-е годы под руководством главного редактора А.А. Сенина становилась центром притяжения для людей, сочувствующих Православию. В газету обращались представители разных общественных организаций, таких, в частности, как «Общество во имя святых жен Руси», при участии которого был возведен храм, посвященный святой благоверной княгине Евдокии Московской, супруге святого благоверного князя Димитрия Донского. Активность авторов, читателей газеты была высокой, что содействовало ее известности. Событием стало открытие центра славянской письменности и культуры при соучредительстве газеты «Русский вестник».

          В залах центра демонстрировались выставки произведений современных авторов. Здесь же нередко устраивались концерты классической музыки. Известными педагогами Н.П. Саблиной, О.Б. Дубровиным проводились занятия по церковно-славянскому и классическим языкам.

          Международные мероприятия, встречи с представителями братских славянских народов происходили в стенах центра славянской письменности и культуры. Материалы о деятельности центра, его руководителя В.М. Клыкова, сотрудников, помощников, коллег постоянно публиковались на страницах «Русского вестника».

          Газета в свете перечисленных функций воспринимается как необходимое звено в миссионерской, просветительской работе Русской Православной Церкви.

У вас с Григорием Викторовичем одновременно процесс воцерковления происходил?
Даже не знаю, был ли он крещен. Когда выходила замуж, не поинтересовалась этим. Со временем у мужа появились сомнения, был ли он крещен в детстве. В конце концов его окрестили чином «Аще не крещен».

В каком году?
Насколько я помню, в 2006 году.

Машу вы крестили в детстве?
Машу крестили, когда ей еще года не было.

Лидия Яковлевна, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Благовещенском храме, как познакомились с отцом Владимиром?
Сначала пришла в церковь во имя святителя Митрофана Воронежского. Храм мне очень понравился. Там же посещала воскресную школу. Вскоре возобновились службы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Однако в этом храме была недолго.

          С отцом Владимиром Леоновым познакомилась тогда, когда он стал настоятелем нашего храма в 2005 году.

Известно, что Григорий Викторович расписывал храм в Рождественском монастыре…
В начале 1994 года накануне праздника Рождества Христова оказались с Григорием Викторовичем на ночной службе в Богородице-Рождественском монастыре, так как в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке ночью исповеди не было. Муж встретил работавшего в этом монастыре знакомого художника, который представил Григория Викторовича игуменье. Матушка Викторина благословила его поработать в восстанавливавшемся тогда храме Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь, это, конечно, особое такое место, красивые девушки, молодые – инокини или послушницы, что-то обнадеживающее, вдохновляющее. Там икон много маленьких продавалось, дешевенькие такие иконочки, стала их покупать. Какие-то книги приобретала, молитвословы, поначалу же много всего этого покупаешь, чтобы как-то войти, почувствовать.

Потом я ходила на Поклонную гору, в новый храм Георгия Победоносца. Кроме того, в то время (1996 год – прим. ред.) это был единственный храм Георгия Победоносца, где служил Патриарх. Еще восстанавливался храм Георгия Победоносца напротив Политехнического музея на Китай-городе. Он называется храм Георгия Победоносца в Лучниках. Там служит батюшка Алексей Казанчев, бывший солист ансамбля «Голубые гитары». Это все первая плеяда священников, которым отец Димитрий Смирнов помог обрести сан. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках был интересен своей историей, уникальной конструкцией. Он привлек внимание как редкий образец древнерусского зодчества XVII века, заслуживающий публикаций. Впрочем, посещение и других храмов происходило с той же целью.

Лидия Яковлевна, такое вот путешествие по Москве, по храмам… Почему?
Посещение храмов происходило по моим профессиональным запросам: интересовала конструкция храмов, внутреннее убранство, качество реставрации. Нередко подобные характеристики использовались как материал для публикации в газете. Главным образом интересовали древние храмы, храмы XVIII-XIX веков. Поиск смыслов, благолепия, происхождения святыни отчасти объясняет такое явление как паломничество, сложившееся еще в эпоху Средневековья.

Как бы нам храм построить…

Давайте вернемся к объединению «Русская живопись», которое, как вы говорите, стояло у истоков возникновения нашего храма…

После первого безуспешного шага в плане строительства храма-часовни деятельность в этом направлении приостановилась. Однако идея оказалась резонансной. Инициатива перешла к другой группе художников. Созрело решение написать коллективное письмо Патриарху Алексию II. Причем под обращением подписались видные мастера искусств, народные художники, академики. В письме речь шла о храме с другим названием: во имя преподобного Андрея Рублева. От Патриарха Алексия II был получен положительный ответ и благословение на возведение храма. А потом это письмо поступило в Московский департамент по строительству храмов, тогда еще не было этого «Проекта 200», и на него была наложена отрицательная резолюция В.И. Ресиным.

          В 2003 года решили наконец создать приход. Инициатива создания прихода принадлежала известному художнику Андрею Петровичу Горскому. Состав прихода, его численность необходимо было утвердить на собрании в присутствии благочинного. Собрание проходило в доме № 1 по Верхней Масловке, ближайшем по отношению к нашему храму. Он был построен в 1930-е годы в целях обеспечения художников мастерскими. Собрание было довольно многочисленным, обстановка ‒ непривычной как для присутствующих художников, так и для благочинного игумена Феофилакта (Безукладникова).

Очень красочно батюшка отец Владимир рассказывает, как Горский потрясал своим костылем на благочинного нашего…
Этот момент мне тоже запомнился.

А как получилось, что вы стали старостой?
Буквально накануне, в день проведения собрания, мне позвонил сын Андрея Петровича, Николай Горский-Чернышев, сообщив, что я должна быть старостой. По некоторым сведениям рассматривались другие кандидатуры, однако подробности мне неизвестны. Во время проведения собрания неуместно было обсуждать, согласна ли я с таким неожиданным предложением. Обстановка была довольно напряженная, благочинному, игумену Феофилакту (Безукладникову), ныне архимандриту, наместнику Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, адресовались резкие замечания. Чтобы не осталось негативного впечатления о художниках и конкретно о собрании, решила, что надо соглашаться. После собрания начались большие трудности. По существу дело нужно было начинать с чистого листа. Оформление протокола собрания продолжалось несколько месяцев. Также долго шло оформление статуса юридического лица, других документов. Сковывало, препятствовало в получении необходимых документов непонимание специфики взаимодействия с церковными структурами. Все-таки доброжелательность прот. Владимира Дивакова и других сотрудников Патриархии содействовала в работе. Поддержку оказывал и благочинный о. Феофилакт. Благодаря казначею Наталье Викторовне Коноваловой получала моральную поддержку.

Уточню, что так продолжалось до 2005 года, до прихода настоятеля отца Владимира Леонова. Тем не менее, вопрос передачи участка земли очень долго решался с городскими властями, несмотря на содействие благочинных игумена Феофилакта, прот. Сергия Никитина, прот. Сергия Дикого, а также прот. Григория Кирикова и других сочувствовавших нам церковных и светских лиц. Потребовалось пройти множество согласований в правительственных структурах Москвы. Благодаря терпению и настойчивости нашего настоятеля прот. Владимира Леонова прихожане обрели святое место, где можно помолиться, обратиться к Богу.

Лидия Яковлевна, храм наш стоит уже несколько лет, и он совершенно изменился и внутренне, и даже внешне, и такая территория, а вы как себя здесь ощущаете – свое место в этом храме…
Совсем даже я себя не считаю какой-то значимой фигурой. Ощущение, что нужно благодарить Господа, с благодарностью относиться к прихожанам, помощникам храма, так как каждый оказывает посильную помощь, мне же выполнять свое послушание.