Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Г.Я.Мокеев.

Храм св. Василия Блаженного

«Проводили боярина с письмом (посланием Лжедмитрия) через всю Москву до главной церк­ви, называемой «Иерусалим», что у самых Крем­левских ворот, тоже называемых по этой церкви «Иерусалимскими».

Конрад Буссов, 1605 г.

Все называют эту церковь храмом св. Василия Блаженного, по прозвищу знаменитого мос­ковского юродивого, прихороненного к хра­му в 1588 году в особом приделе. Под необычным названием главной церкви скрывается великое мно­гообразие форм и содержания святыни. О символи­ке архитектуры самого чудесного храма Руси и пой­дет здесь речь.

ОБЕТНЫЙ ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ. К середине XVI века русское православное царство попало в страшную беду, — оказалось в окружении «полу­месяца» из пяти мусульманских татарских ханств: Казанского, Астраханского, Крымского, Большой и Малой Ногайских орд. Татары поочередно, а ча­ще, объединяясь, нападали с разных сторон на Рус­скую землю. В 1552 году царь Иван Васильевич Гроз­ный разрушил смертоносный «полумесяц», — раз­громил Казанское и Астраханское царства, избавил русский народ от порабощения. В случае воинской удачи он пообещал построить в Москве памятник победы. И вот.

 

В Пискаревском летописце под 1560 годом записа­но: «О Троице на Рву... Повелением царя Ивана за­чата делати церковь обетная.., еже обещася во взя­тье казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется «на Рву». А мастер был Барма с това­рищи. И прииде царь на оклад той церкви с цари­цею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом; и принесоша образы чюдотворные многая.., и стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками...».

 

Памятник был построен в виде градоподобного храма. Он был составлен из 9 приделов-церквей, посвященных святым победных дней эпопеи взя­тия Казани. Имени святой Троицы посвятили глав­ный восточный алтарь собора, а, следовательно, и весь собор. На планах Москвы XVII века он ука­зан как «Троицкий». «Троицкой» называлась также площадь возле храма-памятника. Празднику Покро­ва Пресвятой Богородицы посвятили средний шат­ровый придел собора, — в день Покрова состоялся победный штурм Казани. Другие событиям эпопеи были посвящены остальные приделы собора.

Обетный храм-памятник возвели первый русский царь Иван Грозный, св. митрополит Макарий и гени­альный зодчий Постник Яковлев по реклу «Барма».

 

ПРЕСТОЛ ТРОИЦЫ И НАПРЕСТОЛЬНАЯ СЕНЬ. «Храм есть Престол» — писал св. Симеон Солунский. Храм св. Василия Блаженного представля­ет собой плотную группу из 9 столпообразных хра­мов, поставленных «на едином основании» и «обвя­занных» единой галереей. «Народное диво» (Иван Забелин), «ультронациональное произведение» (не­мецкий исследователь Куглер) — было «набрано» из 4-х типов русских православных храмов («сово­купность типов», И. Забелин).

 

— шатровый храм Покрова Пресвятой Богоро­дицы стоит в центре собора, составляя его верти­каль. Видимый отовсюду придел явился причиной наименования всего собора «Покровским на Рву». На соборе имелось еще несколько шатров. Шатро­вые деревянные церкви с древности, а каменные с середины XVI века стали вместе с шатровыми колокольнями знаковыми культовыми постройками русской национальной архитектуры.

 

— четыре ярусных восьмигранных
храма, подобных новгородской Часозвоне или столпу Ивана Великого в Крем­ле, стоят «по кресту» относительно сред­него шатрового придела. Ярусные деревянные и каменные храмы были широко распространены на всей Руси..

 

— четыре огненных храма стоят «по диагональному кресту». Огненные храмы с кокошниками наверху (символами огненных небес­ных сил) стали также широко распространенными типами московских храмов именно с середины XVI века.

 

— наконец, храм Василия Блаженного — многлавый. Он имел после строительства в XVI-XVII веках 25 верхов-глав: 9 на главных приделах, 8 маленьких главок — в основании шат­ра Покровского придела, 4- на Входоиерусалимском приделе и 4 на приделе-звоннице. Многоверхие-многоглавые храмы за­родились в Киеве еще при крещении Руси в X веке и с тех пор стали знаковыми храмами русской цивилизации (о четырех типах русских храмов, из которых составлен храм св. Василия Блаженного смотри предыдущие номера журнала).

25 верхов-глав собора Святой Троицы на Рву символизи­ровали 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться во Второе Пришествие Христа, на Страшном Суде в конце Света. Храм св. Васи­лия Блаженного создавался как памятник Апока­липсису!

 

ВЫШНИЙ ХРАМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. Павел Алеппский в середине XVII века назвал со­бор «на Рву» — церковью «Святой Троицы и Верб­ного Воскресения». Во втором наименовании он прямо указал на главную сокровенную причину ее посвящения празднику «Входа Господня в Иеруса­лим» (Вербного Воскресения) и даже ее появления. Оказывается, церковь была рассчитана не на внут­реннее, а на наружное, внешнее богослужение.

 

С появлением церкви снаружи возник другой, особый «Вышний храм под открытым небом» для массовых молитв всего народа столицы. Сама церковь в этом «поднебесном всенародном храме служила символически Святым Престолом Моск­вы, получив облик огромной градоподобной На­престольной сени — Иерусалима (Сиона). Лоб­ное место (Голгофа) перед ним превратилась в ам­вон. Пространством для молящихся москвичей была Священная Троицкая площадь (южная половина нынешней Красной площади). Святы­ми Царскими вратами стали Фроловские (Спас­ские) ворота Кремля, называемые в этой связи «Иерусалимскими». Перед всеобщими молебна­ми народа сюда из Успенского собора Кремля кре­стным ходом приносятся наиболее чтимые ико­ны и «пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика как на крылосе» (наподобие ико­ностаса).

 

Множество великолепных сцен разворачива­лось на Священной Троицкой площади Москвы во время церковных празнеств. «Приидите, покло­нимся и припадем ко Христу...» Наши благочес­тивые предки при пении сего стиха все поверга­лись на землю, даже сами Боговенчанные Всерос­сийские Государи.

 

1669г. «Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называе­мую «Иерусалимом». Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное ме­сто) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке по­водья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держит в руке богатый крест и благослов­ляет народ... Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к зем­ле... Между тем все оглушены гудящими колоко­лами, потому что здесь колокола самые большие на свете» (С. Коллинс).

 

Крестный ход на праздник Вербного Воскресения к Святой Троице (и в другие Великие праздники) символизировал ход Вселенской церкви-народа (как Церкви Святых) в небесный Град Иерусалим, который должен произойти в будущем к Небесному Престолу Святой Троицы в Судный день при Вто­ром Пришествии Христа.