Г.Я.Мокеев.
Храм св. Василия Блаженного
«Проводили боярина с письмом (посланием Лжедмитрия) через всю Москву до главной церкви, называемой «Иерусалим», что у самых Кремлевских ворот, тоже называемых по этой церкви «Иерусалимскими».
Конрад Буссов, 1605 г.
Все называют эту церковь храмом св. Василия Блаженного, по прозвищу знаменитого московского юродивого, прихороненного к храму в 1588 году в особом приделе. Под необычным названием главной церкви скрывается великое многообразие форм и содержания святыни. О символике архитектуры самого чудесного храма Руси и пойдет здесь речь.
ОБЕТНЫЙ ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ. К середине XVI века русское православное царство попало в страшную беду, — оказалось в окружении «полумесяца» из пяти мусульманских татарских ханств: Казанского, Астраханского, Крымского, Большой и Малой Ногайских орд. Татары поочередно, а чаще, объединяясь, нападали с разных сторон на Русскую землю. В 1552 году царь Иван Васильевич Грозный разрушил смертоносный «полумесяц», — разгромил Казанское и Астраханское царства, избавил русский народ от порабощения. В случае воинской удачи он пообещал построить в Москве памятник победы. И вот.
В Пискаревском летописце под 1560 годом записано: «О Троице на Рву... Повелением царя Ивана зачата делати церковь обетная.., еже обещася во взятье казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется «на Рву». А мастер был Барма с товарищи. И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом; и принесоша образы чюдотворные многая.., и стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками...».
Памятник был построен в виде градоподобного храма. Он был составлен из 9 приделов-церквей, посвященных святым победных дней эпопеи взятия Казани. Имени святой Троицы посвятили главный восточный алтарь собора, а, следовательно, и весь собор. На планах Москвы XVII века он указан как «Троицкий». «Троицкой» называлась также площадь возле храма-памятника. Празднику Покрова Пресвятой Богородицы посвятили средний шатровый придел собора, — в день Покрова состоялся победный штурм Казани. Другие событиям эпопеи были посвящены остальные приделы собора.
Обетный храм-памятник возвели первый русский царь Иван Грозный, св. митрополит Макарий и гениальный зодчий Постник Яковлев по реклу «Барма».
ПРЕСТОЛ ТРОИЦЫ И НАПРЕСТОЛЬНАЯ СЕНЬ. «Храм есть Престол» — писал св. Симеон Солунский. Храм св. Василия Блаженного представляет собой плотную группу из 9 столпообразных храмов, поставленных «на едином основании» и «обвязанных» единой галереей. «Народное диво» (Иван Забелин), «ультронациональное произведение» (немецкий исследователь Куглер) — было «набрано» из 4-х типов русских православных храмов («совокупность типов», И. Забелин).
— шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит в центре собора, составляя его вертикаль. Видимый отовсюду придел явился причиной наименования всего собора «Покровским на Рву». На соборе имелось еще несколько шатров. Шатровые деревянные церкви с древности, а каменные с середины XVI века стали вместе с шатровыми колокольнями знаковыми культовыми постройками русской национальной архитектуры.
— четыре ярусных восьмигранных
храма, подобных новгородской Часозвоне или столпу Ивана Великого в Кремле, стоят «по кресту» относительно среднего шатрового придела. Ярусные деревянные и каменные храмы были широко распространены на всей Руси..
— четыре огненных храма стоят «по диагональному кресту». Огненные храмы с кокошниками наверху (символами огненных небесных сил) стали также широко распространенными типами московских храмов именно с середины XVI века.
— наконец, храм Василия Блаженного — многлавый. Он имел после строительства в XVI-XVII веках 25 верхов-глав: 9 на главных приделах, 8 маленьких главок — в основании шатра Покровского придела, 4- на Входоиерусалимском приделе и 4 на приделе-звоннице. Многоверхие-многоглавые храмы зародились в Киеве еще при крещении Руси в X веке и с тех пор стали знаковыми храмами русской цивилизации (о четырех типах русских храмов, из которых составлен храм св. Василия Блаженного смотри предыдущие номера журнала).
25 верхов-глав собора Святой Троицы на Рву символизировали 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться во Второе Пришествие Христа, на Страшном Суде в конце Света. Храм св. Василия Блаженного создавался как памятник Апокалипсису!
ВЫШНИЙ ХРАМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. Павел Алеппский в середине XVII века назвал собор «на Рву» — церковью «Святой Троицы и Вербного Воскресения». Во втором наименовании он прямо указал на главную сокровенную причину ее посвящения празднику «Входа Господня в Иерусалим» (Вербного Воскресения) и даже ее появления. Оказывается, церковь была рассчитана не на внутреннее, а на наружное, внешнее богослужение.
С появлением церкви снаружи возник другой, особый «Вышний храм под открытым небом» для массовых молитв всего народа столицы. Сама церковь в этом «поднебесном всенародном храме служила символически Святым Престолом Москвы, получив облик огромной градоподобной Напрестольной сени — Иерусалима (Сиона). Лобное место (Голгофа) перед ним превратилась в амвон. Пространством для молящихся москвичей была Священная Троицкая площадь (южная половина нынешней Красной площади). Святыми Царскими вратами стали Фроловские (Спасские) ворота Кремля, называемые в этой связи «Иерусалимскими». Перед всеобщими молебнами народа сюда из Успенского собора Кремля крестным ходом приносятся наиболее чтимые иконы и «пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика как на крылосе» (наподобие иконостаса).
Множество великолепных сцен разворачивалось на Священной Троицкой площади Москвы во время церковных празнеств. «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» Наши благочестивые предки при пении сего стиха все повергались на землю, даже сами Боговенчанные Всероссийские Государи.
1669г. «Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называемую «Иерусалимом». Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держит в руке богатый крест и благословляет народ... Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете» (С. Коллинс).
Крестный ход на праздник Вербного Воскресения к Святой Троице (и в другие Великие праздники) символизировал ход Вселенской церкви-народа (как Церкви Святых) в небесный Град Иерусалим, который должен произойти в будущем к Небесному Престолу Святой Троицы в Судный день при Втором Пришествии Христа.