Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

                                         ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ

Реформация, волновавшая весь XVI в. и первую половину XVII столетия умы и сердца западноевропейских народов, возникла в результате длительной подготовительной работы. XIV и XV вв. можно назвать эпохой предвестников и предшественников Реформации.

Все главные проявления оппозиции против Римско-католической Церкви эпохи Средневековья можно разделить на две категории: движения против внутреннего состояния римского католицизма и попытки к церковным преобразованиям.

Все нападки на Римско-католическую Церковь являлись симптомами ее болезни. Более серьезными ее противниками были некоторые мыслители, которых с полным правом можно назвать реформаторами до Реформации. Виднейшим из них был английский богослов Джон Виклеф (1320—1384).

Джон Виклеф

Оксфордский богослов Виклеф был основоположником идей Реформации. Он был первым переводчиком латинской Библии на английский язык. Виклеф в своей борьбе с Римским престолом стоял на стороне национальных интересов и на этой почве сблизился с английским правительством. Он открыто защищал церковную политику королевского двора. Английский богослов был проникнут убеждением в необходимости создания автономной Англиканской Церкви. Он выступал с резкими нападками на Римского папу и нищенствующих монахов. Первое открытое выступление против Виклефа произошло в 1377 г., когда он был вызван на суд духовной конвокации Англии. Герцог Иоанн Гентский, однако, явился на это духовное собрание в качестве защитника Виклефа, но из-за возникшей неурядицы суд не состоялся.

Английское духовенство не ограничилось привлечением Виклефа к суду. Оно обратилось с жалобой на него к папе Григорию XI. Последний осудил учение оксфордского богослова и приказал арестовать его. Весной 1378 г. Виклефа вызвали в Ламбетский дворец. Узнав об этом, лондонцы выступили в защиту уважаемого мужа, и прелаты вынуждены были удовлетвориться заявлением Виклефа, что он с готовностью отречется от тех мнений, которые будут опровергнуты его противниками.

Из всех догматических вопросов Виклефа особенно интересовало Таинство Евхаристии. В 1381 г. он представил Оксфордскому университету двенадцать тезисов, в которых опровергал учение о пресуществлении, исповедуемое Римско-католической Церковью. Свое мнение он изложил в труде «Исповедание».

Архиепископ Кентерберийский Кертней созвал собор епископов специально для рассмотрения двадцати двух положений из сочинений знаменитого оксфордского богослова. Десять из них были признаны еретическими, а остальные ошибочными. После этого Виклефу пришлось ограничиться только пастырской деятельностью в своем луттервортском приходе.

Если начало чешского религиозного движения XV в. нельзя приписать полностью влиянию идей Виклефа, то, во всяком случае, имя оксфордского богослова часто упоминается в истории Яна Гуса и его последователей. Все лучшие чешские ученые единогласно подтверждают местное, национальное происхождение гуситской Реформации, которая возникла одновременно с национальным и политическим возрождением Чехии XIV в., находившейся под безраздельным немецким влиянием.

Многие магистры и доктора Пражского университета, знакомые с учением Виклефа, излагали его своим слушателям, тем самым возбуждая в них интерес к религиозным преобразованиям. Университетом для простого народа служила в Чехии Вифлеемская часовня, ставшая всемирно известной со времени Яна Гуса.

Ян Гус

Ян Гус родился в 1369 г. в Чехии, в семье зажиточных крестьян, заботившихся о том, чтобы дать сыну хорошее образование. Окончив Пражский университет, Гус в 1393 г. стал бакалавром свободных искусств, в 1394 г. — бакалавром богословия и в 1396 г. — магистром свободных искусств. В 1398 г. он начал читать в университете лекции, а в 1400 г. был посвящен в сан священника. В 1402 г. Гус занял место проповедника Вифлеемской часовни и был избран ректором Пражского университета. Но не ученые заслуги и не высокое положение в университете, а проповедническая деятельность в Вифлеемской часовне имела решающее влияние на дальнейшую судьбу реформатора. В своих проповедях Ян Гус выступал против злоупотреблений в рядах духовенства.

Вифлеемская часовня. Прага

Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне

В 1403 году архиепископом был назначен Збынек Заяц из Газенбурка, который назначил Гуса синодальным проповедником. Пользуясь покровительством архиепископа, Ян Гус стал беспощадно обличать все пороки католического духовенства, чем возбудил в среде обличаемых страшную к себе вражду. Они донесли архиепископу Збынеку, что Гус проповедует ересь, осужденную папой, и сумели поссорить их. Гус был лишен звания синодального проповедника. Так в жизни чешского реформатора произошел решительный поворот. До сих пор он боролся за реформу легально.

В 1412 г. в Прагу пришел торговец индульгенциями Вацлав. Против торговли отпущением грехов ради этой цели выступил Ян Гус. Он говорил, что только вполне раскаявшиеся грешники могут получить отпущение грехов. В защиту позиции Гуса выступил знаменитый сторонник Виклефа Иероним Пражский. Трое молодых юношей, выступивших открыто против продажи индульгенций, по приказу короля были казнены. Над их могилой надгробное слово произнес Ян Гус. Папа проклял за это его и всю Прагу. Проклятие строго соблюдалось, и Гус ушел из города, чтобы облегчить судьбу его жителей.

Иероним Пражский

В 1414 г. для очищения учения Римско-католической Церкви от ереси папой Иоанном XXIII был созван Собор в Констанце. На Собор был вызван и Гус. Король Сигизмунд дал ему охранную грамоту. Несмотря на это, по прибытии в Констанц, он был арестован и заключен в темницу. В мае 1415 г. был арестован и привезен в Констанц единомышленник Гуса Иероним Пражский. Собор предъявил Гусу 39 обвинительных положений и требовал отречения от своего учения. 24 июня Собор осудил на сожжение все сочинения Гуса, а 6 июля его самого. 30 мая 1416 г. такая же участь постигла Иеронима Пражского. Следствием этих казней были известные гуситские войны.

Последователи Гуса разделились на две ветви — радикальную и консервативную. Первые считали, что истинно только то, что предписывается буквой Священного Писания, вторые принимали все те учения Церкви, которые не противоречат Священному Писанию. Во главе консерваторов встал барон Ченко из Вартенберга, а во главе радикалов — Ян Жижка.

Гус не был догматиком, как Виклеф и Лютер, он не думал об основании новой Церкви, но боролся за сохранение апостольских традиций, за православие. Поэтому он по праву может считаться продолжателем кирилло-мефодиевской миссии.

Ян Жижка