Хотите узнавать о новых публикациях на нашем сайте?

Подпишитесь на нашу рассылку:

помощь храму

"Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро"

(Св. Григорий Богослов)

Мы в соцсетях: 

Наши друзья:

Контакты:

ул. Верхняя Масловка , вл.1,
Москва, 127287, Россия

тел.: +7 (499) 391-21-30, +7(929) 651-39-73

e-mail: hramrublev@gmail.com

  • Facebook
  • VK
  • Instagram
  • YouTube

Притчи

Как видят люди

 

Стояли на обочине два человека и о чем-то беседовали.
Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе:
- Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина.
И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.
Проходил мимо беседовавших блудник и подумал:
- Вот люди, не боясь огласки, сговариваются посреди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?
Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.
Прошел мимо праведник и говорил себе:
- Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешник, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа.
И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.
Так праведные люди во всем видят доброе, а для рабов порока весь мир - соблазн ко греху.

 

* * *

Об увязнувшем в меду

 

Некий человек пошел в лес за диким медом, и опустился в дупло огромного дерева, и увяз в меду по горло. Не мог он сам выбраться наружу и некому было вызволить его в безлюдной чаще. Два дня пищей его был только дикий мед, но не терял он надежды на помощь Божию. И в день третий лакомый до меда медведь полез в дупло то и опустил в него задние лапы свои, а человек схватил его руками крепко и возопил громким голосом. Взревел испуганный зверь и выскочил из дупла, и выдернул человека из медового плена. И так по воле Божией опасный зверь принес избавление человеку от сладкой погибели.

 

* * *

Град

 

Однажды один народ на палестинской территории провинился смертными грехами, на что Господь велел одному из пророков передать своё решение о том, что он истребит народ этого города тяжким градом. Пророк рассказал об этом с кровли дома народу города, чем привёл их в сильный страх и смятение. Жители, раскаявшись, пришли к пророку с просьбой помолиться о них Богу.

— Что решено Богом, то незыблемо, — ответил пророк и ушёл.

На следующий день в указанное время прошёл град от страшной тучи за пределами города. Не пострадал ни один его гражданин. Пророк вопросил Бога, почему тот не исполнил своего суда?

— Как же я могу наказывать народ, который раскаялся, — был ответ пророку.

 

* * *

Бог, который забывает грехи

 

Христианская притча

К одной старой женщине в селе явился Бог.

Она рассказала об этом батюшке, который, заботясь о духовном устроении своей прихожанки, сказал ей:

— Если Бог явится вам в следующий раз, попросите Его рассказать вам о моих грехах, которые лишь Ему одному известны. Это будет достаточным доказательством того, что именно Бог, а не кто-то другой является вам.

Женщина пришла через месяц, и священник спросил, являлся ли ей Бог снова. Она утвердительно кивнула.

— Вы задали Ему вопрос?

— Да, задала.

— И что Он сказал?

— Он сказал: «Скажите своему священнику, что Я забыл его грехи».

— Действительно, это был Бог, — сказал батюшка.

 

* * *

Притча о недовольных вельможах

 

Случилось так, что вельможи в некоем царстве, недовольные правлением царя своего, сговорились лишить его жизни. И за богатую мзду уговорили они иноземного царского лекаря укоротить его век отравой. И пришел тот лекарь в царские покои и взял в одну руку прекрасное яблоко с золотого подноса, а в другую нож, намазанный ядом с одной стороны, и сказал царю:

- Тебе, государь, правую половину, а мне, рабу твоему, левую.

И разрезал яблоко пополам, и дал царю правую половину, отравл

енную с ножа, а сам съел левую половину.

И вскоре умер царь, но недолго злорадствовали вельможи.

И начались раздоры и кровопролития в стране, и по примеру господ своих, сгубивших государя, умертвили рабы вельмож, ибо и рабы недовольны были господами. И так кто рождает зло, становится жертвой злу.

 

* * *

Авва Агафон и прокажённый

 

Христианская притча

 Шёл авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокажённого. Тот спросил его:

— Куда идёшь?

— Иду в город, — отвечал авва Агафон, — продать своё рукоделие.

— Окажи любовь, снеси и меня туда.

Старец поднял его, на своих плечах отнёс в город. Прокажённый сказал ему:

— Положи меня там, где будешь продавать своё рукоделие.

Старец так и сделал. Когда он продал одну вещь, прокажённый спросил его:

— За сколько ты это продал?

— За столько-то, — отвечал старец.

Прокажённый попросил:

— Купи мне хлеба.

Когда старец продал другую вещь, прокажённый спросил:

— Это за сколько продал?

— За столько-то, — отвечал старец.

— Купи мне ещё хлеба.

Старец купил. Когда едва распродал своё рукоделие и хотел уйти, прокажённый спросил:

— Ты уходишь?

— Ухожу, — отвечал авва.

Прокажённый сказал:

— Окажи любовь, отнеси меня туда, откуда принёс.

Старец исполнил и это. Тогда прокажённый сказал:

— Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли.

Авва оглянулся на прокажённого — и не увидел никого. Это был Ангел Господень, пришедший испытать старца.

 

* * *

 

 Духовная пища

 

Христианская притча в изложении Константина Филатова

Некий воин, придя к мудрецу, застал его за чтением Священного Писания и спросил:

- Зачем перечитываешь то, что читал уже множество раз?

И услышал в ответ:

- А зачем ты ныне желаешь пищи себе, если ел вчера?

- Я ем для того, чтобы жить и служить государю, - отвечал воин.

- Так и я читаю Слово Божие для того, чтобы жить вечно и служить Господу, - сказал мудрец. - Как тело ежедневно требует пищи, так и душа нуждается в пище духовной, но самые совершенные слова о Боге наименее доступны пониманию. Умирает тело, разлучаясь с душой, гибнет душа, разлучаясь с Господом, и только Божия благодать умных делает мудрыми, а сильных непобедимыми.

 

* * *

 

Дающий нищему

 

В Константинополе жил один нищелюбивый человек. По улицам за ним всегда шли бедняки, и он никому не отказывал.

Однажды его спросили, почему он так милостив. И он рассказал следующее:

- Мне было 10 лет. Я в церкви услышал проповедь священника, в которой он говорил, что дающий нищему - даёт в руки самого Христа. Я не поверил, шёл домой и размышлял. И вдруг увидел на пути нищего в рубище, а над ним лик Спасителя. Подаёт нищему какой-то добрый человек хлеб, но в эту минуту, как он протягивал руку, образ Спасителя простирал к дающему свои руки и принимая хлеб, благославлял милостивого человека. Увидев это, я уверовал, что дающий нищему - даёт самому Христу. И до сего дня вижу лик Христа над головами нищих и с любовью спешу подать им по силе возможности.

 

* * *

Вяз и виноград

 

Однажды, когда Ерм, прогуливаясь по полю, увидел вяз и виноградное дерево, и размышлял о плодах их, явился пастырь ему и сказал:

- Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе?

- Думаю, как они пригодны друг для друга.

И сказал он Ерму:

- Эти два дерева представляют рабам Божьим глубокий смысл. Виноградное дерево имеет плод, а вяз - дерево бесплодное; но это виноградное дерево не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз. Ибо лёжа на земле, оно даёт гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даёт плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз даёт плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи подвешена на вязе, даёт плод и обильный и хороший; но лёжа на земле, даёт плод плохой и малый. Это служит уроком для рабов Божьих, для бедного и богатого.

- Каким образом? — спросил Ерм. - Объясни мне.

- Богатый имеет много сокровищ, но беден для Господа; развлекаемый своими богатствами, он очень мало молится Господу, и если имеет какую молитву, то слабую и не имеющую силы. Но когда богатый подаёт бедному то, в чём тот нуждается, то бедный молит Господа за богатого, и Бог подаёт богатому все блага; потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу перед Господом. Богатый подаёт бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подаёт ему всё, заботясь, чтобы у него не было в чём-нибудь недостатка. Бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Тот и другой делают дело.

Так люди думают, что вяз не даёт плода. Не знают они и не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, а виноградная лоза, имея постоянную влагу, даёт двойной плод, и за себя и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души. Те и другие участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе.

 

* * *

Копейка

 

Шёл по дороге паренёк. Смотрит - копейка лежит. «Что ж, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял её и положил в кошель.

И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошель потяжелел. Поглядел в него - а там тысяча рублей.

«Странное дело! - подивился паренёк. - Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» И быстро посмотрел в кошель, а там - десять тысяч рублей!

«Чудеса! - порадовался паренёк. - А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель - точно: лежат сто тысяч рублей!

Закрыл паренёк свой кошель, и тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить!» И чувствует паренёк, что кошель-то лёгкий-прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна-одинёшенька.

 

* * *

Давай поссоримся

 

Два старца жили в одной келье, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому:

- Давай поссоримся и мы хотя бы однажды, как ссорятся люди.

Другой ответил:

- Я даже не знаю, каким образом может возникнуть ссора.

Первый сказал:

- Вот я поставлю посреди нас глиняную посуду и скажу: «Она моя», а ты скажи: «Нет, она не твоя, а моя». Из этого родится спор, а из спора — ссора.

Сговорившись так, они поставили посуду между собой. Один старец сказал:

- Она моя.

Другой же ему:

- А я полагаю, что она моя.

Первый опять говорит:

- Не твоя она, а моя.

Тогда второй в ответ:

- Если она твоя, то и возьми её.

Так они и не смогли достичь до того, чтобы поссориться.

Вот плод жительства по евангельским заповедям и навыкам к смирению. Сердце, стяжавшее этот навык, неспособно к сварливости и ссорам — оно готово на все уступки во избежание спора и ссоры.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

* * *

О труде и молитве

 

Рыбак перевозил на лодке одного вольнодумца. Отплыли от берега, пассажир торопил рыбака:

- Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле большими буквами написано «молись», а на другом — «трудись».

- Зачем это? - спросил он.

- Для памяти, - ответил рыбак, - чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

- Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - вольнодумец махнул рукой. - Это не обязательно. Никому это не нужно, терять время на молитву.

- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

- Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.

Отсюда понятно: чтобы успешно плыть на ладье жизни по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла.

 

* * *

* * *

Глиняные горшки

 

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался.

— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

 

* * *

Борьба с гневом

 

Некий брат не имел покоя в монастыре. Много раз он приходил в гнев. Он сказал себе: «Я пойду и буду пребывать один, я успокоюсь, и гнев оставит меня». Он ушёл и поселился один в пещере.

Один раз он наполнял свой кувшин водою, поставил его на землю, и кувшин тотчас опрокинулся. Разгневавшись, он схватил его и разбил. Он пришёл в себя и понял, что демон борется с ним, и сказал:

— Вот опять — я живу анахоретом один и гневаюсь! Пойду в монастырь, ибо необходимо бороться с ним во всяком месте и терпеливо ждать помощи Божьей.

 

* * *

Батюшка и фасоль

 

В первый день Великого поста один сельский священник положил себе в карман сорок девять штук фасоли, чтобы, выбрасывая ежедневно по одной штуке, определить день окончания поста. Стирая одежду священника, его жена заметила, что карман у него набит фасолью. «Батюшка любит фасоль, добавлю-ка я ему немного, пусть ест на здоровье». Так и сделала.

Батюшка каждый день выбрасывал из кармана по одной фасоли, но та не кончалась.

Прошёл Великий пост, но для села, он не кончился.

И вот однажды крестьяне спросили у батюшки:

- Батюшка, когда же кончится Великий пост?

- Глядя на фасоль, что в моём кармане, ещё много дней остаётся.

 

* * *

 Бог не отвечает

 

Некий отшельник постился целый год, позволяя себе поесть лишь раз в неделю.

И после таких усилий попросил, чтобы Господь разъяснил ему сокровенный смысл одного стиха в Священном Писании. И ничего не услышал в ответ.

- Попусту время потратил, - сказал себе монах. - На какие жертвы пошёл я во имя Бога, а он мне не отвечает! Пойду-ка лучше отсюда, и пусть какой-нибудь законоучитель растолкует мне суть этого отрывка.

И тут появился ангел и сказал:

- Двенадцать месяцев поста привели всего лишь к тому, что ты уверовал, будто лучше прочих, а Господь не склоняет слуха к суетным гордецам. А когда ты смиренно согласился спросить помощи и совета у ближнего своего, Господь отправил к тебе меня.

И ангел объяснил монаху всё, что тот хотел знать.

 

* * *

Визит Бога

 

Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко мне, я приду к тебе в этот день».

Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто сам Господь ко мне пожалует?» — думал он.

Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения — как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:

- Почему ты плачешь?

- У меня сегодня порвались последние ботинки и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, а потому новые купить не сможем…

Тогда сапожник успокоил мальчик и сказал:

- Давай мне свои ботинки, я починю тебе их.

Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело.

Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит:

- Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя - холода наступили…

Сапожник только улыбнулся и сказал:

- Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! - И отдал их женщине, так ничего не потребовав.

Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.

Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:

- Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…

Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он думал про себя: «Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что он так и не явился ко мне сегодня… Видимо, он не удостоил меня чести справить с ним этот великий праздничный день», - с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник.

И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему:

- Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты меня радушно принимал.