Счастье матери
24 марта в нашем храме отпевали Марию Владимировну Савченкову. Старожил Городка художников на Верхней Масловке, народный художник России, Мария Владимировна прожила долгий век, она скончалась, немного не дожив до своего столетнего юбилея.
Главными темами ее творчества были материнство, дети. И у самой Марии Владимировны сложилась замечательная семья. Со своим будущим мужем, Василием Кирилловичем Нечитайло (1915–1980), она встретилась во время учебы в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
Оба приехали учиться в Москву с юга России, с Дона. Мария Савченкова – уроженка Новочеркасска, столицы Донского казачества. Василий Нечитайло – из села Воронцово-Николаевское (ныне город Сальск). Мария училась живописи в мастерской Г.М. Шегаля, Василий Кириллович постигал премудрости профессии у С.В. Герасимова.
В 1939 году Мария вышла замуж за Василия, в 1940 году у молодой четы родился первенец – сын Дмитрий.
Когда началась Великая Отечественная война, Василий Кириллович добровольцем вступил в 18-ю дивизию Народного ополчения. Зимой 1941 года институт, где учились супруги, эвакуируется в Самарканд, и бывшие студенты-дипломники приказом отзываются с фронта для завершения образования. В 1942 году появляется на свет дочь Ксения. В том же году Василий с отличием защищает диплом, а в 1944-м вновь отправляется на фронт. В составе казачьего корпуса он прошел по немецким тылам всю Румынию и Венгрию.
Мария Владимировна защищала диплом тоже в эвакуации, в 1944 году. Ее дипломной работой, выполненной под руководством С.В. Герасимова и Н.Х. Максимова, стала картина «Немца поймали». Можно только догадываться, каких трудов это стоило, – двое малолетних детей требовали материнской заботы. Уже после войны, в 1952 году в семье рождается третий ребенок – сын Сергей.
После войны супруги много и плодотворно работают. Василий Кириллович совмещает творчество с преподавательской деятельностью в родном Суриковском институте. В 1965 году он удостоен почетного звания «Народный художник России». Мария Владимировна получила это звание в 2002 году. Все их дети пошли по стопам родителей, стали известными художниками. Творческая летопись этой семьи составляет интереснейшую главу в истории отечественного изобразительного искусства – ведь у каждого мастера свой почерк, своя манера, свое видение мира.
«Мама очень любила детей, – вспоминает старший сын художницы Дмитрий Васильевич Нечитайло. – Зимой она часто ходила на каток на стадион «Динамо», расположенный прямо напротив нашего дома. Там вокруг нее всегда собиралась стайка ребятишек. Они вместе катались, играли. Мама угощала их конфетами. Как-то раз одна девочка сказала: «Ну что ты мне глину даешь – лучше бы леденец дала». В послевоенные годы не все дети знали, что такое шоколадные конфеты».
«Мать и дитя», «Полдень», «Счастье матери», «Семья» – какими теплом и радостью веет от этих работ. Но материнство – не только безмятежная радость. Вот картина «Бессонные ночи». Мария Владимировна работала над ней в течение пяти лет – с 2000 по 2005 год, долго искала типаж для этой работы: красивая женщина с оцепеневшим от усталости лицом держит на руках грудного ребенка. Малыш наелся и уснул, а она боится пошевелиться, чтобы не нарушить этот сон, и словно дремлет с открытыми глазами.
Василий Кириллович и Мария Владимировна всегда хранили любовь к своей малой родине. Каждый год совершали творческие поездки на Дон и Кубань, жили в станицах, писали пейзажи родных мест, портреты земляков, делали жанровые зарисовки.
В 1977 году на родине Василия Кирилловича в городе Сальске при активном участии художника была создана народная картинная галерея – ныне это Сальский художественный музей имени В.К. Нечитайло. На площади возле музея установлен памятник художнику.
Мария Владимировна последовала примеру мужа. На хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района Ростовской области, где художница проводила лето, при ее непосредственном участии создана художественная галерея с собранием советской живописи, графики и скульптуры. Ежегодно на базе галереи для художников из разных городов проводятся всероссийские «Пухляковские пленэры».
Внучка Марии Владимировны Полина Дмитриевна Нечитайло так описывает жизнь на хуторе Пухляковском в эссе «Бабушкин курень», написанном десять лет назад к 90-летию М.В.Савченковой:
«…под раскидистым грецким орехом, собирающим под своей сенью многочисленных гостей, небольшой дощатый стол, в гостеприимности своей никогда не оскудевающий… Груши, которых во много раз больше самих листьев, ниспадают до земли… Дальше – стены винограда – только в этом старинном саду остался именно этот редкий и ценный сорт «Донская чаша».
Раньше в центре сада стоял венский покосившийся стул и большой черный живописный зонт, теперь выросла небольшая мастерская с верандой, ткнувшейся в виноградный лабиринт. Здесь бабушка без устали работает – пишет новые картины, мучительно доводит старые:
– Да мне, вы знаете, врачи категорически запретили больше трех часов в день работать, такой кошмар! А у меня меньше шести-семи часов никак не выходит. А я так плохо себя чувствую – жара! Это же ужас какой-то! Ну, я полотенце мокрое повяжу на голову и пишу!
Но и в жару и сад, и курень на ней, хоть и соседи помогают, только успевай: то полить, а вода по капельке за день в бочку цедится; то урожай собрать, абрикос, да груш, да орехов с помидорами – ветки ломятся; да еще – общественный деятель с дружкой А.В. Калининым – и асфальт, и газ, и музей, и галерея художественная в хуторе с собранием картин мирового уровня, их бабушка сама по мастерским, по фондам ходила-собирала и такие жемчужины нашла: Н. Федосов, В. Стожаров, А. Пластов…»
В Городке художников на Верхней Масловке живут и трудятся сыновья Марии Владимировны и Василия Кирилловича – Дмитрий и Сергей. Дмитрий Васильевич – активный прихожанин храма прп. Андрея Рублева. Основная тема его работ – Святая Русь, живописные виды храмов и монастырей, созданные во время поездок по местам преподобного Сергия Радонежского и его подвижников. Творчество Сергея в большой мере связано с Соловецким краем.
30 апреля исполняется сорок дней со дня кончины Марии Владимировны. Вечная ей память.
– Мы верим, что мама с отцом встретились, она снова вместе со своим Василием, – говорит Дмитрий Васильевич Нечитайло.
5 сентября 2017 года Марии Владимировне Савченковой исполнилось бы 100 лет. К этой дате в выставочном зале Товарищества живописцев МСХ на 1-й Тверской-Ямской, д. 20, готовится выставка ее работ.