Сказочная находка на чердаке

В воскресенье, 15 сентября 2019 года, в галерее «Андрей Рублев» открылась первая в нынешнем церковном году выставка «Сказочная находка на чердаке». Свои работы представила хранитель ризницы и прихожанка нашего храма Валентина Васильевна Соловьева.

Все-таки недаром говорят: надо чаще встречаться. Воистину так. Как бы ни казалось нам, что мы хорошо друг друга знаем, «знания» наши поверхностны и в основном приобретены понаслышке. А каждый человек – как детский секретик, закопанный теплым летним днем во дворе на лужайке. Чего там только нет: и оторванная пуговка, и фантик от старой конфеты, и зеленое стеклышко, и отломанный кусочек маминой брошки… Найди, раскопай и обретешь клад.

          Вот и Валентина Васильевна… Вроде бы хорошо ее знаем, на службах стоим вместе, на Евангельском кружке доводится сидеть за одним столом и сообща постигать вечные истины. Ан нет. Ничего-то мы не знаем.

          Впрочем, обо всем по прядку. Этим летом Валентина Васильевна пригласила к себе на дачу семью о. Вадима Вдовина – погостить. Дети, естественно, стали изучать новое пространство, естественно, забрели на чердак и, естественно, нашли там массу интересных вещей.

          «Валентина Васильевна – человек удивительный, ‒ рассказывала на открытии выставки Людмила Николаевна Вдовина. – Представьте: к ней приехали на дачу дети. Обычно люди как себя ведут: не трогай, не прикасайся, можешь разбить, сломать… А Валентина Васильевна только радовалась и приговаривала: «Замечательно!»

Дети-то и обнаружили на чердаке старые этюды, эскизы, картины, созданные Валентины Соловьевой в период с 1972 по 1988 год – время ее занятий в изостудии при Доме культуры издательства «Правда», которой руководил хорошо знакомый нам Юрий Иванович Рогозин. Тут же было решено, что ценную находку непременно нужно обнародовать, и началась кропотливая подготовка к выставке.

          На дачу приезжал и сам Юрий Иванович, друг и учитель Валентины Васильевны. Он помог отобрать работы (это направо, это налево) и, как говорят художники, одеть их. Для каждой было вырезано паспарту.

          Между прочим, Валентина Васильевна окончила техникум Мосгорисполкома (факультет моделирования одежды) и Текстильный институт, который в те годы котировался очень высоко и поступить в него было весьма непросто, конкурс был колоссальный. Считалось, что он дает очень приличное художественное образование. «Это была суровая школа, ‒ делится воспоминания Валентина Васильевна. – Но мы все держались за мольберты, и никто добровольно из института не уходил». И ведь как оно промыслительно пригодилось: теперь в ведении Валентины Васильевны находится ризница нашего храма, большинство облачений пошиты ее руками.

          Занятия в художественной студии, которой руководил Юрий Иванович Рогозин, Валентина Васильевна вспоминает с теплом и любовью. «В студии царила творческая дружеская атмосфера, ‒ рассказывает она. – Принимали всех желающих. Ставили сразу за мольберт. А дальше все зависело от самого человека – или он учился, или уходил. То есть был такой самоотсев. И непременные поездки на этюды. Это был такой десант. Перед работой ставилась задача, никаких ля-ля, все серьезно. Юрий Иванович оценивал обстановку, расставлял всех на позиции, обходил эти позиции, тоже ставил свой этюдник, и работа шла. Приходилось вступать в бой: с погодой, с красками, с композицией, с материалом, со зрителями, которые тут же набегали. Но мы стояли насмерть и свою работу делали. Потом была общая трапеза, я приезжала домой, ложилась уставшая на кровать, и мама недоумевала: «А зачем тебе это нужно?» Но вот это почему-то было мне нужно. Родители поддерживали меня, и я им очень благодарна. Когда к ним приезжали гости и спрашивали: «А где Валя?», они отвечали: «А Валя на этюдах».

          И вот наконец представилась возможность (благодаря небесному покровительству преподобного Андрея Рублева, в благоустройстве храма в честь которого Валентина Васильевна принимала и принимает самое деятельное и непосредственное участие) предъявить плод этих поездок на этюды пусть и не широкой, но очень благодарной и внимательной публике.

          На выставке представлены и пейзажные зарисовки, и портреты – их особенно много, и изящные цветочные композиции. В работах чувствуется энергия молодости, увлеченность творчеством и радость от соприкосновения с прекрасным.

Перед собравшимися выступили с напутственным словом настоятель храма протоиерей Владимир Леонов и клирик храма иерей Владимир Зубков, открыв таким образом ставшие уже традиционными «Рублевские сезоны на Масловке» (назовем это так).

          Форма литературно-художественно-музыкальных вечеров, кажется, приживается и нравится зрителям. На вечере выступили Оля, Аня и Миша Вдовины в составе вокального трио, а также Миша с сольным номером, сестры Николаевы, Людмила Вдовина (фортепьяно) и Лиза Полянская (скрипка) исполнили Ave Maria Баха-Гуно, Сергей Семенов и Даня Федулов спели уже традиционную «В этой деревне огни не погашены…» на стихи Николая Рубцова, Галя Сущина исполнила барочную арию Антонио Вивальди, аккомпанировал ей Константин Быков.

          А потом наступил черед неформального общения. Лидия Яковлевна Таежная и Наталья Николаевна Баркова приготовили угощение. Все фотографировалась, вместе и порознь, Константин что-то наигрывал на фортепьяно, кто-то ему подпевал…

Определенно не зря Валя ездила на этюды.