В Раю…
12 декабря 2021 года группа прихожан нашего храма посетила крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и Новомучеников Российских, расположенного на территории комплекса Благовещенского храма в Петровском парке. Своими впечатлениями об этой экскурсии с нашими читателями поделился иерей ВЛАДИМИР ЗУБКОВ.
Внешняя архитектура здания очень сдержанная, лаконичная, без броских деталей. Можно пройти по улице и не обратить внимания на это строение с маленькими окошками-бойницами. Но мы знаем, куда идем. Черная металлическая дверь, как правило закрытая на замок, сейчас легко поддается. Входим в обставленный несколькими колоннам притвор. Слышим приветствие. Нас уже ждут. По боковой винтовой лестнице сверху спускаются два ангела-путеводителя ‒ Анна и Екатерина. Их рассказ постепенно вводит нас в Храм. В 2000 году на соборе Русской Православной Церкви был прославлен сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Поэтому настоятель Благовещенского храма приснопоминаемый о. Димитрий Смирнов предложил посвятить новый крестильный храм этому новому полку святых Русской Церкви, а также памяти расстрелянного на Бутовском полигоне о. Владимира Медведка, последнего настоятеля московского храма Митрофана Воронежского. Так история ближайших веков плавно врастает в библейскую историю, которая складываясь из мозаики деяний прославленных и безвестных святых Божиих, невидимых миру влияний мира горнего, ангельского. Малые и крупные фрагменты этой мозаики покрывают все стены храма, образуя единое полотно, объемную ткань Священной истории.
Стоим на зеленоватом гранитном полу Храма. И вот это уже не пол, а волнующееся житейское море. Посреди моря крохотный островок спасения, крещальная купель с несколькими ступенями, так что взрослого человека можно окунуть с головой. Она наполняется не зеленоватыми солеными морскими водами, а чистой прозрачной Иорданской водой, очищающей и преображающей человеческую душу. Если, находясь в купели, поднять голову и взглянуть вверх, то встретишь обращенный к человеку от самого купола взор Христа. Происходит незабываемая и спасительная встреча.
По второму этажу храма, обрамляя его центральную часть вдоль южной, западной и северной стены выполнена П-образная галерея, открытая в сторону храма многочисленными арочными проемами. Наверх из притвора ведут две спиральные лестницы. Все внутренние поверхности храма, которых касается взгляд, выполнены из цветного гранита или покрыты мозаикой. В храме, целиком построенном в начале XXI века, сквозная нить христианской истории заметна не только через узнаваемые архитектурные формы ранних христианских храмов и часовен, не только через канонические изобразительные образы и символы. По сторонам Царских врат в нижней части иконостаса видим две аутентичные вставки, мозаичные подлинники из века VI. Это птицы, похожие на цаплю.
Восточная стена храма знаменует собой иконостас. Над Царскими вратами, вводящими верных в Царство Небесное, полукружия деисусного чина, Спаситель Иисус с обращенными к нему Пресвятой Богородицей и Иоанном Крестителем. Все остальное пространство восточной стены занимает икона Новомучеников Церкви Русской. Эта икона соборного типа. Посередине, в ее нижней части, стоят Царственные исповедники. По сторонам и выше ‒ изображения патриарха Тихона, митрополита Владимира, великой княгини Елизаветы, протоиерея Владимира Медведюка и других мучеников. Фигуры новомучеников, располагающиеся над полукружием деисуса, знаменуют собой лучи Славы Христовой. Золото их нимбов загорается при определенном ракурсе освещения как бы своим внутренним светом. Нимбы вспыхивают поочередно, по мере движения вдоль изображений, плавно передавая эстафету сияния от одного лика другому.
На южной стене видим восходящие витком спирали картины евангельской истории. Рождество Христово в овечьем вертепе, где вокруг Богомладенца собралось Святое Семейство, пастухи-пастыри, волхвы со своими дарами. Чуть левее и выше ‒ Введение во Храм Чистой Души. Первосвященник спешит навстречу младенцу-Марие по ступеням Храма и вводит ее во Святая Святых. Здесь местоприсутствие Божие, Царство Небесное на земле, здесь ангелы насыщают Душу Пищей Небесной. Взгляд движется правее, выше. Открывается картина Крещения Христова, окунаемого Иоанном Крестителем в воды Иордана. За его спиной видим пустынную скалу. Ее пласты изображают крылья Ангела Пустыни и, одновременно, дьяконский орарь Предтечи.
Поворачиваемся к Северной стене. Здесь доминирует Преображение Господне. Христос в сиянии Своей неземной Славы, на Горе, над миром. Испускаемые им лучи касаются пророков Ильи и Моисея, тянутся к преклонившим головы апостолам, еще не вполне достигая их. Основная часть композиции Преображения расположена на уровне второго этажа, в его верхней части, опирается на центральный арочный проем галереи. На своде этой арки видим изображение дельфина, древнейший христианский символ Крещения.
‒ А наверху у нас Рай! ‒ слышим восклицание наших ангелов-путеводителей. ‒ Там у нас подводный Рай, ‒ указывают на северную часть верхней галереи. ‒ А там ‒ Русский Рай, ‒ это пояснение относится к западной галерее. ‒ Здесь ‒ Рай обычный, ‒ показывают путеводители в сторону юга. Нам не терпится побывать в Раю. Поднимаемся по боковой винтовой лестнице. Здесь тоже повсюду мозаика. Небо в звездах!
В райских галереях сплошь животные, здесь еще только ждут своего человека. В подводном Раю обитают животные морские, моржи, киты, морские звезды, рыбы. Неожиданно видим ныряющего белого медведя. Он морской или сухопутный? Есть и Золотая Рыбка! Когда в галерее тушат свет, Рыбка начинает светиться. В Русском Раю мирно соседствуют медведи и олени, волки и зайцы, ястребы и утки. Птиц вообще очень много, на поворотах галереи целые стаи. Обычный Рай похож на Африку. В нем мирно обитают слоны, львы, антилопы, крокодилы, фламинго… Нижняя часть арочных сводов, открытых во внутреннее пространство рамы, тоже в звездах. Но края этого звездного неба начинают свиваться. А что же будет вместо этого? Новое небо?
Обращаем внимание на пол. Он полупрозрачный, опаловый. Там, внизу, «зеленая волна» моря. А здесь? «И сотворил Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь Небом». Сверху хорошо видны зеленоватые морские волны внизу. Мы в Раю, мы в мире горнем. Значит, опаловый пол под ногами ‒ это Небо! Мы ходим по Небу! Очень много впечатлений для одного раза, не успеваем их улавливать и осознавать.
Частицы смальты, из которой сложена вся мозаика, выложены под разными углами к стене. Из-за этого возникает эффект мерцания. При малейшем движении головы, при изменении ракурса, освещения все пространство храма мгновенно приходит в движение, оживает. Каменные конструкции воспринимаются как воздушные, дробное мозаичное полотно видится непрерывным и слитным, подчиненным единому замыслу. Неприметный с улицы храм стал олицетворением чистой христианской души, внешне скромной и непритязательной, внутренне наполненной неописуемой красотой и несметными богатствами, содержащей внутри. «Царствие Божие внутрь вас есть». И этот крестильный храм создан не для того только, чтобы услышать выражение нашего восторга, а для того, чтобы в нем совершалось Богослужение, служение Богу, великие таинства Крещения и Причащения. Слава Богу, сотворшему сие все!