Во времени и пространстве

23 октября в галерее «Андрей Рублев» на Нижней Масловке состоится торжественное открытие выставки работ художника Юрия Давидовича Штейнгарца, прихожанина нашего храма и прилежного ученика Евангельского кружка.

 

Это уже вторая персональная выставка Юрия Давидовича в галерее «Андрей Рублев». Первая прошла в 2019 году и была приурочена к 60-летию творческой деятельности мастера. С тех пор у художника накопилось много новых работ, так что нынешнюю экспозицию можно назвать творческим отчетом.

Юрий Штейнгарц начал заниматься живописью с самого детства, лет с пяти. Учился в московской средней художественной школе, затем поступил в институт имени Сурикова, азы профессии постигал в мастерской профессора Михаила Николаевича Алексича, воспитанника И.Э. Грабаря.

Получил дипломом художника-графика. Член Московского союза художников (секция станковой графики), Творческого союза художников России. Участник более 60 выставок.

«Станковая графика – сложный вид искусства. Он отличается от книжной графики или плаката, ‒ рассказывает Юрий Давидович. ‒ Станковая графика – свободное творческое произведение в любой технике – с использованием линолеума (линогравюра), камня (литография) или металла (офорт). Не прикладной вид искусства, как, скажем, книжная иллюстрация, а свободное творческое высказывание».

Впрочем, Юрий Давидович владеет многими техниками живописи. Пишет маслом, темперой, пастелью. В последнее время увлечен гуашью и сухой пастелью. Основной жанр – пейзаж. «Тема пейзажа ‒ широкая тема, ‒ продолжает свой рассказ Юрий Давидович. ‒ Я начинал просто как пейзажист, рисовал природу, потом сосредоточился на городском пейзаже. Потому что я живу в Москве, она меня окружает, и это стало темой моих работ. Улицы, переулки, площади. В разные времена года – зимой, летом, осенью. Особенно люблю черно-белый зимний графичный пейзаж. Ну а летом и осенью меня больше тянет на природу, в Подмосковье».

Художник воспринимает город как среду обитания, в которой есть свой ритм и энергетика. «В его работах столица столь же органична, как и природа. Она в них всегда узнаваема с ее ставшей уже знаковой архитектурой центра и набережных Москва-реки. Мегаполис представлен в разные времена года, особенно автора увлекает зимний пейзаж, когда листва не заслоняет архитектуру, и облик города наиболее выявлен. Он любит столицу в разное время суток, предпочитая ночную, когда она превращается в океан мерцающих огней», ‒ написала в послесловии к одной из выставок с участием Юрия Давидовича газета МСХ.

Юрий Штейнгарц родился в Москве в Настасьинском переулке, в районе Пушкинской площади. Папа работал корректором в издательстве «Правда», мама ‒ в Книжной палате. В семье было четверо детей.

Много лет ‒ с 1968 по 1991 год, до развала Союза, ‒ занимался в изостудии при издательстве «Правда» под руководством Юрия Ивановича Рогозина, которого художник считает своим учителем и наставником.

Много путешествовал. География творческих командировок самая обширная, Юрий Давидович объездил почти всю страну: Мурманск, Рига, Ленинград, Валаам, Старая Ладога. Был на Кавказе, в Сибири, в Прибалтике, в Средней Азии. Посетил Германию, Францию, в 2007 году довелось побывать в Израиле. Итогом этой поездки стала серия работ, посвященных Святой Земле. Счастливая творческая жизнь.

Наш храм Юрий Давидович начал посещать недавно, года три назад. Его поводырем в церковную жизнь стала Валентина Васильевна Соловьева, с которой они вместе занимались в изостудии у Юрия Ивановича Рогозина и с которой знакомы уже, наверное, полвека.

Благодаря Юрию Давидовичу в галерее «Андрей Рублев» регулярно проходят выставки. Организация выставок – это, можно сказать, его послушание. Вместе с Валентиной Васильевной они подготовили выставку к 95-летию Юрия Ивановича Рогозина, экспозицию работ самой Валентины Васильевны, изостудии… И вот наконец вторая персональная выставка «Во времени и пространстве». Придумала название Валентина Васильевна. «Это наше бытие – время и пространство, ‒ говорит художник, ‒ поэтому название мне показалось удачным, оно объединяет многообразие тем в одной фразе. Искусство обращено к чувствам человека и учит сопереживанию. Искусство формирует в человеке это качество. Христианское, безусловно».