Диалог эпох через живопись и поэзию

В галерее “Каретный сарай” историко-художественного музея Серпухова открылась выставка “Прогулки с Борисовым-Мусатовым” (28.06.2025 – 31.08.2025). Для нашего храма выставка примечательна в том числе и тем, что  вдохновителями и участниками стали наши прихожане – Нина Ромадина и Екатерина Штеренберг.

Эпиграфом серпуховской экспозиции, посвященной 155-летию Виктора Борисова-Мусатова, мастера символистской живописи, певца усадебной культуры Серебряного века, стали строки Константина Бальмонта: “Дворянских гнезд заветные аллеи, Забытый сад. Полузаросший пруд…”

Уникальность выставки — в соединении прошлого и настоящего, где творчество Борисова-Мусатова, эстетика belle époque (“прекрасной эпохи”) и поэзия Серебряного века сплетаются в единое художественное пространство. Поэтические строки Бальмонта, Ахматовой и других поэтов Серебряного века размещены рядом с картинами. Это не просто цитаты, а “звук, отвечающий сердечным чувствам” (по словам Константина Коровина), усиливающий эмоциональный резонанс работ. Посетителей выставки встречали увеличенные цифровые гобелены картин Борисова-Мусатова, копии фрагментов его работ, выполненные на особой сетчатой ткани. Сам художник когда-то мечтал о синтезе живописи и гобелена.

Свои работы на выставке представили двенадцать московских художников: Ольга Тучина, Нина Любавина, Екатерина Штеренберг, Анна Браговская, Нина Ромадина, Анна Гошко, Ирина Григорьева, Вера Дранишникова, Вера Добросмыслова, Наталья Жаворонкова, Наталья Коновалова, Ольга Пушкарева. Современные авторы переосмысливают поиск “абсолютной красоты” Борисова-Мусатова, противопоставляя романтизм прошлого, тишину усадебной жизни— “новому романтизму” настоящего как реакции на шум и суету цифрового века. Артефакты эпохи (старинные веера, журналы начала XX века, бинокли) из коллекции музея создают атмосферу дворянской культуры.

 Художники сознательно ищут в поэзии Серебряного века отзвуки своему творчеству. Например, гуаши Веры Дранишниковой, живопись маслом Анны Браговской или офорты Ольги Тучиной визуализируют строки Бальмонта о “забытых садах” , а стекло Екатерины Штеренберг становится метафорой хрупкости бытия.

И тем не менее, “Прогулки с Борисовым-Мусатовым” не ностальгия, а мост между эпохами. Выставка напоминает, что идеалы красоты belle époque и глубина поэзии Серебряного века вечны, как “полузаросший пруд” из стихов Бальмонта. Здесь поэзия становится зримой, а живопись — звучащей, увлекая зрителя на прогулку сквозь пространство и время.