Линии Севера

В середине октября 2023 года в культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» открылась персональная выставка графики Екатерины Штеренберг. На выставке «Север» были представлены графические работы пастелью, выполненные в поездках по Архангельской области. Украшением мероприятия, на котором побывало немало прихожан нашего и Благовещенского храмов, стала живая музыка в исполнении гитарного дуэта «Folia».

Русский Север… Сама природа этого края несет в себе назидание в простоте и одновременно – величии простоты. Отсюда, видимо, и кажущаяся скупость выразительных средств: математическая выверенность линий и цветовых пятен. В них есть то, что в литературе называют ритмикой прозы, гармонией, облеченной в слова. Свободная легкая графика выполнена на тонированной бумаге, цвет которой помогает подчеркнуть глубокий, насыщенный колорит палитры русской северной деревни, храмов, домов, элементов архитектуры, пейзажей… Все лишнее отбрасывается, мелочи исчезают. Мир видится значительным и емким. Здесь, на Севере, Вечность вступает в свои права.

«Я очень рад Катиному выбору, – сказал на открытии выставки иерей Владимир Зубков. ‒ Не обилие южных красок, а такая лаконичность, и в то же время видны возвышенность и устремленность, которые она на нас с вами нацеливает. Интерес Кати к Северу совершенно неслучаен. В нашей стране Север ‒ особое место. С ним связано понятие «золотой век русской духовности». Многие наши святые шли на север, устраивали там скромные обители, которые стали столпами нашей духовной истории».

Наш прихожанин художник Юрий Давидович Штейнгарц провел по выставке импровизированную экскурсию, в которой, в частности, отметил умение Екатерины включать паузы чистого листа, белого или тонированного, в художественный образ графического произведения. Штрих, линия, мазок пастели поставлены точно, энергично. С той же силой звучат включаемые в композицию нетронутые фрагменты бумаги, при этом чистая бумага перестает работать фоном: то это фрагмент крыльца, то гладь воды, то силуэт храма ‒ по замыслу художника.

Еще со студенческих лет, от серии «Бойницы», Екатерина, воспитанница Строгановской школы графического искусства, восходящей к великому Владимиру Фаворскому, начала экспериментировать с контрастами «пустой» и «работанной» бумаги, сначала белой, а затем тонированной и черной. Изучение законов композиционных построений в границах листа и послужило толчком к смелым экспериментам.

Сухая пастель, тушь и кисти, карандаши – любимые художественные материалы художницы. Желание выразить цвет определило выбор цветной пастели. Графичность архитектуры, ее стен, линий ярусов и наличников воплотилась в тонкую графику пера и туши или графитного карандаша. Автор активно использует цветную бумагу, при этом она перестает исполнять роль фона. Ее цвет вплетается в ткань рисунка, становится его доминирующим элементом.

Из книги отзывов: «Работы выполнены автором с натуры, при этом лишены натуралистичности, а скупой выбор цвета ‒ путь к монументальности этих северных работ» (художник Ирина Григорьева).

«За этой легкостью стоит большой многолетний труд. Работы виртуозны, легки и декоративны и очень оптимистичны. «Всегда радуйтесь, за все благодарите…» ‒ хочется сказать, глядя на твои работы» (Валентина С.).

«В работах гармонично слиты живопись и графика, любовь к северной нашей природе и декоративное начало. Это характерно для северного пейзажа. Ярким днем он белесоват и монохромен, а на заре или при закате монументален и декоративен. Свободный рисунок и тонкий вкус создают ощущение законченности и полноты. Они музыкальны…» (Юрий Давидович Штейнгарц).

«Дух русской деревни, как будто побывала в деревне Собино, где провела детство!» (Елена Смирнова, племянница отца Димитрия).

Графика Екатерины Штеренберг