Проверено временем
Не знаю, видны ли людям, уже перешедшим за порог временной жизни, наши земные дела, но если всё же как-то видны, то, осмелюсь предположить, что 4 июня (2015 года) Там радовались Игорь Грабарь и Павел Радимов, Екатерина и Александр Белашовы, Константин Финогенов и Вера Орлова, Аркадий Пластов и Николай Ромадин, Виктор Цыплаков и Василий Нечитайло и многие другие из тех, кто жил и творил в Городке художников на Масловке, чьё 85-летие отмечалось в тот день. В мастерской скульптора Александра Белашова (младшего) прошла однодневная выставка, посвященная этому юбилею, на которой были представлены около 30 картин художников Городка, в том числе детей, внуков и даже правнуков знаменитых художников ХХ века.
На развешанных по стенам мастерской полотнах расцветала верба в Рогачёве, осенний вечер сменялся морозным утром, после вечернего звона наступал радостный день в монастыре, молился о мире всего мира безымянный монах и Ангелы являлись пастухам в Вифлееме. И те, кто создавал эту Красоту, говорили о трудном плавании масловского “корабля искусств”, об открытии, освоении и украшении художественных земель, о находках и потерях, попутных ветрах и штормах, о капитанах и матросах этого корабля. Из выступлений хозяина мастерской Александра Белашова, куратора выставки Лидии Таёжной, Бориса Филимонова, Антона Стекольщикова складывалась удивительная историческая мозаика Городка, о которой, думаю, стоит ещё писать и писать. Жаль, если художественные сокровища, накопленные трудом и талантом масловских художников, останутся известными лишь узкому кругу профессионалов.
Впрочем, после посещения выставки верится, что “корабль искусств” выберется с мелководья полузабвения на простор, ведь среди посетителей были не только художники Масловки, но и представители прессы и жители близлежащих и не очень районов Москвы. А главное – этих людей, независимо от степени их художественности, объединило новое и очень важное дело – строительство в Городке храма во имя преподобного Андрея Рублёва. Об этом говорили и сами художники, и настоятель строящейся церкви отец Владимир Леонов, который в этот замечательный день справлял именины (со дня мученической кончины его святого покровителя Иоанна-Владимира исполнилось 1000 лет). Посетители выставки от всей души поздравили батюшку.
Открыл экспозицию на правах хозяина Александр Александрович Белашов. Он вспоминал о традициях художественной Масловки на примере своей семьи, его бабушка Екатерина Белашова и папа Александр Белашов также были замечательными скульпторами (Екатерина Фёдоровна, к примеру, автор памятника Пушкину в Пушкинских горах, а Александр Михайлович – жертвам Норд-Оста и статуи Оленёнок у кинотеатра Ленинград). Сам Александр Александрович немало потрудился благоукрашая храмы, в его мастерской мы увидели ещё незаконченную икону недавно прославленного старца Паисия Святогорца.
Куратор выставки Лидия Яковлевна Таёжная обратила внимание на вклад художников Городка в наше искусство: многие установленные на улицах и площадях Москвы памятники, а также значительная часть собрания Третьяковской галереи были созданы именно здесь, на Верхней Масловке. Это и «Новая Москва» Юрия Пименова, «Весна» Аркадия Пластова, «Опять двойка» Федора Решетникова, иллюстрации Евгения Кибрика к гоголевскому «Тарасу Бульбе» и Дементия Шмаринова к «Войне и миру» Толстого, полотна Николая Ромадина…
О бережно хранимых художественных традициях Городка говорил и представитель династии Стекольщиковых-Финогеновых Антон Стекольщиков. Как и большинство художников Масловки, они являются приверженцами традиционной школы живописи, переживающей ныне непростые времена. Впрочем, вот интересный факт: основатель фонда Art Russe Андрей Филатов, обладатель обширной коллекции русской реалистической живописи, утверждает, что советское искусство является выгодной инвестицией. В интервью агентству Bloomberg предприниматель сказал, что вкладывать средства в произведения соцреализма гораздо выгоднее, чем в работы Пикассо и Гогена, некоторые его приобретения за последние годы вдвое увеличились в цене. В настоящее время Филатов рассматривает возможность открытия частного музея социалистического реализма в Лондоне или другом крупном городе.
Вот так… Русская реалистическая живопись востребована в Европе, наевшейся до отвала современными экспериментами, а московский Городок художников, бесценная сокровищница русского изобразительного искусства, полузабыт. Как тут не вспомнить замечательную цитату из повести Ивана Шмелева: «Воистину – «ленивы мы и нелюбопытны»… Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно, Иваны Непомнящие какие-то. Сами ведь иссушали свои корни, пока нас не качнули – и как качнули!.. В чужие соборы шли, все галереи истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад».
Борис Алексеевич Филимонов вспоминал, как в трудные для Городка годы, когда над этим патриархальным московским районом нависла угроза масштабной реконструкции, художники выступили с инициативой строительства храма во имя преподобного Андрея Рублёва в надежде обрести духовную защиту у своего небесного покровителя. Идея строительства храма не была новой для Городка, этого желали и предыдущие поколения его обитателей, но в ХХ веке осуществить её не было возможности.
Впрочем, глядя на лучшие произведения советского периода трудно не заметить, что они пропитаны духом Красоты, которая спасёт мир. Очень хорошо сформулировал основной принцип этой художественной школы великий живописец Аркадий Пластов: «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, – на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
После выступлений люди общались, обсуждали картины, Дмитрий Васильевич Нечитайло читал свои стихи… Очень тёплой, прямо-таки домашней получилась выставка, как сейчас принято говорить, атмосферной. Хочется верить, что такие встречи в Городке художников станут доброй традицией.
Текст: Сергей Семёнов
Фото: Нина Мигалина, Дмитрий Кашкин, Рамон Гонсалес