Симфония образа
25 декабря 2020 года, в день празднования памяти святителя Спиридона
(этот день по хранящейся в храме святыне еще называют нашим малым престолом),
в храме разместился образ прп. Андрея Рублева работы Ирины Затуловской.
Совершенно очевидно, что храму подарено выдающееся произведение
современного христианского искусства.
Приснопоминаемый батюшка Димитрий назвал русского живописца Константина Коровина художником гениальным и определил в число первых на художественном олимпе (первое же место как раз за преподобным Андреем Рублевым). Разговор происходил в 2012 году в кругу учащихся и педагогов иконописной школы при храме Митрофана Воронежского на следующий день после открытия юбилейной выставки Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее. Почему Коровин? У него – кратчайший путь от творческого импульса к его воплощению. Он напрямую, наиболее коротким путем, сразу и без потерь живописным языком передает его холсту. А потери могли бы возникать и от преодоления материала, и от переживаемого: за окном революция. Прямой импульс выражения, передаваемый красками холсту. Мало таких художников.
Какое отношение к Ирине Затуловской имеет этот разговор? У Ирины тот же «язык прямого выражения» (искусствовед Н.В. Павлова), тот же язык коротких передач.
«А задача в том, чтобы был образ … Чтобы найти этот образ и его как-то выразить» (из интервью художницы о. Димитрию Смирнову в передаче «Диалог под часами»).
Вот пытаюсь словами описать это произведение, перечислить, из чего оно симфонизируется. Отмечаю фрагменты фресок как 7 лампад на Престоле, серую монашескую ткань образа самого преподобного, умные глаза (в 3 стежка нитки), буквы-галочки как «жучки» на иконе и старинный киот из Вологды. Все. Все вместе — истинный художественный образ, в котором и тайна его святости, и разделяющие нас века (не менее 35 сменившихся поколений), и церковное творчество преп. Андрея Рублева, и даже то, что мы так мало знаем о нем самом… «Малыми средствами умеет выразить очень многое, что сродни иконописи», – отмечал отец Димитрий. То есть вот пример цельного образа при одновременной детской простоте изобразительного языка.
Икона исполнена в технике шитья, напоминает хоругвь, на ткань пришиты куски фресок. Есть все основания предполагать, что это фрагменты стенописи самого Рублева, ведь найдены они у церкви Успения Пресвятой Богородицы на Городке в Звенигороде, где и сейчас сохранились рублевские изображения крестов в оконных проемах.
Нина Ромадина