Все воспринять и снова воплотить…
Отошел ко Господу один из старейших прихожан нашего храма художник Юрий Иванович Рогозин. Это случилось 24 июля, в понедельник. Дата важна для тех, кто будет поминать новопреставленного Георгия в церковных и в домашних молитвах. Наверняка многие захотят и смогут это сделать. Ведь имя и образ Юрия Ивановича нераздельно связаны с той живой историей храма прп. Андрея Рублева, которая совершается на наших глазах. О Юрие Ивановиче Рогозине вспоминает иерей Владимир Зубков.
Наше знакомство состоялось в Доме причта, на приходском празднике, посвященном Дню Победы. Прихожане принесли много портретов героев-фронтовиков из числа своих родственников. Из этих портретов составился целый исконный угол. Внимание всех, помимо выступлений детей и взрослых исполнителей, было приковано к портретам фронтовиков. Но в зале, в первом ряду сидел седовласый человек, имеющий на груди несколько боевых наград. Наконец ведущие предоставили ему слово: Юрий Иванович Рогозин, фронтовик.
Юрий Иванович оказался прекрасным рассказчиком. Легкое заикание ничуть не мешало, а только добавляло своеобразие его рассказу. Попробуем вспомнить…
Родился 27 апреля 1926 года в Москве в Марьиной Роще. В доме на разных этажах жили бандиты, милиционеры и много других интересных людей. Довольно рано проявилась потребность рисовать, которая со временем стала профессией, призванием. Переехали на Беговую. В 1941 году, в пятнадцать лет, поступил на работу в издательство «Правда». Здесь прошли и рабочие, и творческие университеты. Учился рисовать в изостудии, потом и в художественном училище.
Помнит начало войны. Голос Левитана из репродуктора, баррикады, ограничивающие движение машин по Беговой. Осенью отправился вместе с другими правдинцами рыть защитные сооружения к северу от столицы. Работал много, жили в землянках, но весело. Даже на детские шалости времени хватило.
Собственно фронт начался позже, с восемнадцати лет. Служил третьим номером пулеметного расчета, набивал патронами опустевшие пулеметные ленты. Порой бывало по-настоящему страшно. Помнит, как во время пикирования на их позиции вражеского самолета упал и накрыл голову вместо каски пустой жестяной коробкой от патронов, как будто она могла спасти от неприятельской бомбы. Позже попал в
подразделении аэродромного обслуживания, стал шофером. Сохранилась даже фотография бойца Рогозина за рулем полуторки.
Однажды вступил в схватку с вражеским самолетом. Тот как-то нагло утюжил пулеметом наши позиции. Стрелковый взвод залег, даже не успев разобрать из пирамиды свои винтовки. Понимая, что из собственного оружия самолет не поразить, Юрий, нарушая правила, выхватил из пирамиды винтовку и стал целенаправленно стрелять по летчику в кабине самолета. Задача нетривиальная, но помогала снайперская подготовка. Трудно сказать, что произошло, но самолет прекратил штурмовку и отвернул в сторону своих позиций. Кажется, он не дотянул до посадочной полосы, рухнул по дороге. Точного подтверждения нет. Прозвучал вопрос командира: «Кто стрелял?» ‒ «Рядовой Рогозин». Из таких эпизодов складывалась Победа. Когда средняя продолжительность пребывания на передовых позициях не превышала полутора месяцев, оставаться в строю год становилось величайшей удачей и героизмом. Награжден медалью «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени.
Очень яркие воспоминания остались у Юрия Ивановича после боев в Кенигсберге, нынешнем Калининграде. Одиночный боец, вооруженный винтовкой, движется по опустевшем городу. Взгляд художника почти с документальной точностью запечатлел подворотни, труп лошади, семью бюргеров. Неожиданно обнаружил в цокольном этаже одного из домов целый немецкий госпиталь с пациентами и медперсоналом.
А вот завершение войны запомнилось менее отчетливо. То ли это был небольшой городок в Польше, то ли уже Германия.
Юрий Иванович вернулся в Москву, на родной комбинат «Правда». Он уже в штате правдинских художников, создает иллюстрации для выпускаемых издательством журналов. А еще Юрий Иванович регулярно ездит в творческие командировки, в том числе за счет собственного отпуска. География широчайшая, от пограничной заставы на Памире до мурманского морского порта. В 1974 году был принят в члены Союза художников СССР. Имеет дипломы МОСХ РСФСР и МГО ХФ РСФСР. За многолетнюю работу в издательстве «Правда» награжден орденом «Знак Почета».
Одно из помещений в цокольном этаже жилого дома, что недалеко от издательства, стало творческой мастерской. Со вкусом оформлено, уютно. Здесь Юрий Иванович работал, здесь, на стеллажах, хранились его полотна. Сюда приходили родственники Юрия Ивановича, студийцы, друзья. К счастью, и нашим прихожанам довелось участвовать в освящении этой мастерской, не раз мы приходили сюда в гости. Мы помним эти теплые встречи и разговоры-воспоминания с радушным хозяином среди его многочисленных полотен.
Юрий Иванович в течение многих лет является бессменным руководителем изостудии при ДК «Правда». Все студийцы отмечают необыкновенный педагогический талант Юрия Ивановича. Всегда доброжелателен, терпелив в своем умении раскрыть личный творческий потенциал каждого ученика. Может короткой репликой или легким касанием кисти или карандаша дать толчок, после которого работа легко совершается руками самого студийца. Многие из них стали профессиональными художниками, есть даже академик Академии художеств. Они продолжают работать до сих пор, испытывая любовь и признательность своему учителю. Вместе со студийцами и Юрий Иванович регулярно отправлялся в творческие поездки по живописной российской глубинке. Для всех это было время напряженной творческой работы, прежде всего, для самого Юрия Ивановича. Если в среднем студийцы удавалось за день создать одно полотно, то Юрий Иванович мог вернуться с шестью, восемью. Скорость работы просто поражала. Известен цикл петербургских акварелей Юрия Ивановича. Сама техника акварели предполагает создание не более одного полотна в день, так как требуется очень бережное обращение с большим влажным листом ватмана. Прежде чем свернуть, лист требуется осторожно высушить. Юрий Иванович применил ускоренную сушку с помощью горящих обрывков газеты и приносил к вечеру две-три акварельные работы. У него был даже собственный термин, подчеркивающий небывалую «скорострельность». «Пришел я, развернул мольберт, шлепнул несколько работ…». Это его «шлепнул» подходит скорее фотографу, которому удается быстро сделать несколько удачных снимков. Но Юрий Иванович не был фотокорреспондентом, он был художественный корреспондент «Правды».
К счастью, прихожанам нашего храма удалось провести в доме причта четыре персональные выставки Юрия Ивановича и одну выставку его учеников-студийцев. Откликнулись более сорока человек. Различные жанры, техники, сюжеты. И все это художественное богатство вышло из одной изостудии.
Юрий Иванович был неизменным участником московских художественных выставок: на Кузнецком Мосту, в Тушино, на Беговой и Тверской, в разных московских галереях и выставочных залах.
Хочется вспомнить, что Юрий Иванович немало потрудился и как иконописец. Эту сторону творчества Юрия Ивановича нам ещё предстоит изучить.
Свою высокую работоспособность Юрий Иванович проявлял постоянно. Пока хватало физических сил, ходил в мастерскую, работал там. Когда стало труднее ходить, работал дома, оформляя свои прежние полотна. Пока хватало сил, приходил в храм на соборование, на причастие, приходил в дом причта на праздничные встречи ко Дню Победы. Когда уже не мог, то соборовался и причащался дома. Домой к нему, вплоть до нынешнего года, мы приходили, чтобы поздравить с днем рождения, с Днем Победы. Особенно Юрий Иванович радовался, когда наш смешанный хор взрослых и детей пел «Этот день Победы!»
Каждый, с кем соприкасался по жизни Юрий Иванович, может воспринимать и вспоминать его по-своему. Почти столетний патриарх семейства, лучший в мире отец и дедушка ‒ для домашних. Ветеран труда, поистине служитель в своем профессиональном и творческом призвании ‒ для коллег по издательству и художественному цеху. Замечательный педагог, наставник, остававшийся другом ‒ для студийцев. Ветеран, живое воплощение воина-героя ‒ для всех, кто любит Родину и ее историю. Скромнейший труженик, любящий Бога и на Него надеющийся, хранимый Богом как во дни войны, так и в мирное время, образец живого христианства ‒ для всех нас.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Георгия!